Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Игумен Митрофан (Баданин) 6 «Сотная» из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федо рова на Варзужскую. С. 30. На сегодня становится все более оче видным, что Кокуевым монастырь назывался по имени родоначальника «детей корельских», происходящих из одного могущественного рода - Роуккула. Этот глава рода, именем Кокуи Роуккула, скорее всего, являлся покровителем (ктитором) Порьегуб- ского монастыря. Ктитор - от греч. ктг)тыр - собственник, основатель, создатель. «В 15/3 году русские бояре и послы положили границей Паз-реку, или где был первый Monckenfort» (Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке // Литературный вестник. СПб.. 1902. С. 120). его укреплений, нам пока еще неизвестно. Равным обра зом, не вполне ясно и изначальное место расположения самого поселения Никольского берега реки. Очевидно, что оно не могло быть на нынешнем месте, если учесть прежний уровень воды и опасность весеннего разлива Варзуги. Скорее всего, село находилось на возвышен ном обрывистом берегу, где позже был аэродром. В таком случае русло реки проходило под этим берегом, и ныне от него остались многочисленные озерки и за болоченная местность. Это русло отделяло от материка остров, то есть возвышенную часть берега Никольской стороны, начиная от церкви и дальше, к Городищу. О том, что рельеф берега и русло реки сильно изме нились и все было по-другому, свидетельствует, напри мер, Писцовая книга Варзужской волости за 1570 год. Согласно с этим источником, действительно в древно сти на реке был жилой остров с частью деревни на нем. И здесь, «на острову на реке на Варзуге» в конце XVI века еще находилось семь дворов, в том числе и подво рье «Соловецкого монастыря, а в нем дворник Ивашко Никитин». Да кроме того «на острову» умещалось еще и место покосное, «полянка Гридинская Андреева».76 После «мурман приходу» После разорения 1419 года вотчины на Варзуге до вольно быстро восстановились, и сожженное Городи ще, как опять же свидетельствуют данные радиоугле родного анализа, вскоре было отстроено вновь. В это время на островах Белого моря возникает Со ловецкий монастырь. Основанная в 1436 году монаха ми Зосимой, Савватием и Германом, эта самая северная в то время монашеская обитель необычайно быстро входит в силу и приобретает неоспоримый духовный авторитет на Крайнем Севере. Говоря о Соловках как о «самой северной обители» на время первой половины XV века, то есть до прихода на проповедь великих просветителей Кольского Севера XVI века Феодорита и Трифона, мы должны сделать не которые оговорки. Во-первых, Никольский погост Николо-Корельского монастыря в Варзуге был основан значительно раньше. Во-вторых, остается открытым вопрос о времени суще ствования Кокуева монастыря в Порьей Губе, упомяну того в «Книге Большого Чертежа», следов которого за давностью лет никто не находит.' В-третьих, мы также не знаем времени основания упомянутого в донесении голландца Салингена «первого монашеского форта (Monckenfort)» в губе Паз, где ныне стоит Борисоглеб ская церковь.78 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz