Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера Преподобный Евфимий Корельский (t 1435) - подвижник Кольского Севера, основатель Николо-Корельского монастыря в устье Северной Двины. Деталь иконы Собора Кольских святых, 2003 год. 45 Белов М. И. Арктическое мореплава­ ние с древнейших времен до середи­ ныXIX века. М., 1956. С. 33. 46 «Сотная» из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федо­ рова на Варзужскую волость // Сбор­ ник материалов по истории Коль­ ского полуострова в XVI-XVII вв. Л., 1930. С. 33 4’ Варзужане и далее в истории остава­ лись активно стремящимися к неза­ висимости. В ГАМО хранится ответ уездного исполкома 1921 года на по­ ступивший протокол общего собра­ ния граждан с. Варзуги с просьбой о выделении села в самостоятельную волость. Однако Губисполком посчи­ тал, «нецелесообразным дробление волости». 48 Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена // Литературный вестник. СПб., 1901. Г. 1. Кн. 3. С. 304-305. считаться самой первой церковью на Кольском полуо­ строве. В настоящее время на Никольской стороне села сохранилось здание церкви, построенное в 1705 году. Монахи Николо-Карельского монастыря были тра­ диционно хорошими мореходами, и иметь свое по­ селение на Варзуге для них было не сложно. На своих «малых кораблецах» они ходили даже вокруг Коль­ ского полуострова. Так, например, «в 1552 году монах Николо-Корельского монастыря Игнатий на лодке прибыл в Колу, а через 8 лет это плавание повторил мо­ нах Иосиф»45. «Пуповина» Двинского наследия Варзужская волость, равно как и весь Терский берег, еще со времен новгородского владычества на Кольском Севере административно подчинялась двинским вое­ водам. «А та у них река Варзуга под дворы от Двинския земли за морем окияном».46 Связь с Двинской землей была прочной и постоянной. До сих пор среди жителей терчан встречается характерная фамилия - Двинины. С момента возникновения в середине XV века Соло­ вецкой обители морской «ход» варзужан на Двину стал делиться и все чаще проходил с заходом на Соловки. Попытки гордых терских поморов, и особенно варзужан, преодолеть чрезмерную экономическую и властную зависимость от двинских посадников под­ час приводили к трагическим последствиям.47 Так, в 1568 году богатые двинские купцы и промышленники города Холмогоры, входившего в царскую опричнину, «пожаловались Великому Князю, что жители Варзуги завладели их вотчиной... Тогда из Москвы был отправ­ лен некто Басарга Федорович оштрафовать вместе с варзужанами деревни Шую, Кемь, Кереть, Кандалакшу и Умбу за то, что они не предупредили раздора между жителями Холмогор и варзужанами, и Басарга собрал несколько тысяч рублей с вышеназванных деревень».48 Так описывает суть произошедшего современник, гол­ ландский купец и дипломат Салинген. Однако история была много серьезней. Дело в том, что с некоторых пор жители Варзужской волости стали весьма тяготиться выплатой двинянам десятины с про­ мысла семги, который последние когда-то предусмо­ трительно взяли на откуп у царской казны. Скрытой, внутренней причиной этого противостоя­ ния было принципиальное отличие подходов «варзу­ жан» и «двинян» к рыбацкому промыслу и к владению своими угодьями. У поморов Варзужской волости про­ мыслы разрабатывались совместно, всей общиной, и раздел добычи «варзужские волощане» производили 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz