Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера Норвежский дракар в море 41 Семеон (Лугвений) Ольгердович (~1355-1431) - четвертый сын вели­ кого князя Литовского Ольгерда. Не­ однократно княжил в Новгороде. 42 Гологаланд (Haalogaland) - в то время самый северный регион Норвегии. Теперь таковым является провинция Финмарк (Finnmark) с администра­ тивным центром Вадсе. 41 Кааран А. К истории Русского Севе­ ра. С.31. 44 Еще раз отметим, что это родство ясно прослеживается в «наборе» Вар- зужских и монастырских церквей: «Новая Успенская церковь освяще­ на 10 ноября 1667 года [Варзужская церковь - в 1674 году]. Главное зда­ ние монастыря - Никольский собор, освящен около 1677 года [Варзужское здание - в 1705 году]. В южной части собора был устроен придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла [в Варзуге - отдельный храм рядом с Никольским]». территории, пригороды Новгорода, погосты в Коре- лии.'ш Так и в 1411 году «пришед Свея войною» и особо до­ садила новгородцам, овладев новгородскими пригоро­ дами. В ответ князь Симеон Олгердович41повел войско к шведской крепости Выборг, где «их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам». Тогда же, «в лето 6919 [1411 года]», по приказу из Новгорода двин­ ский воевода «Яков Степанович с заволочанами» пред­ принял поход на норвежцев «и повоеваша их» (Новго­ родская летопись). Сейчас можно уверенно сказать, что ответный поход «мурманов» на Варзугу 1419 года явился следствием во­ енного похода Якова Степановича в Норвегию. Прямое указание на это содержит жалоба, с которою жители Го- логаланда42 в 1420 году обратились к норвежскому ко­ ролю Эрику Померанскому: «Вследствие бедности мы не можем без Божьей и Вашей милости защищаться от обид, которые наносят нам русские и язычники, причи­ нив и продолжая причинять нам большое зло. Они не хотят жить с нами в мире и, несмотря на заключенный мир, они перебили народу нашего, увели в плен женщин и причинили много зла. Но, надеясь на Бога, Ваш бед­ ный народ отомстил за это зло» 43 Так древняя Варзуга оказалась разоренной. Духовные истоки села Варзуга Духовно Варзуга была порождена именно монахами Никола-Корельского монастыря44. Отец-основатель этой обители, преподобный Евфимий Корельский, со своими учениками оставил свой благодатный след по всему Кольскому Северу в виде монашеских скитов, зз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz