Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) 23 Хитрое М. Великий князь Александр Невский. Подробное жизнеописание. М., 1893. С. 96. 24 Олофа Далина история Шведского государства в 8 томах. СПб., 1805— 1807. Т. 2. С 269. 25 Берх В. Н. «О времени открытия рос­ сиянами Ледовитого моря»: статья из книги «История географических открытий россиян». СПб., 1817 (не опубликована). Берх Василий Нико­ лаевич (1780-1835), военный историк. С 1828 года в должности историогра­ фа русского военно-морского флота. Почетный член Адмиралтейского департамента и Ученого комитета Морского штаба. 2(1 «Эти переселенцы на новом месте поселения в пустынных Лапландии и Финмаркене встретились с более дикими племенами, квенами, лопаря­ ми и другими, и, чтобы утвердиться здесь, должны были, в свою очередь, подчинить их себе и вступить с ними во враждебные столкновения. Норвежские саги сообщают немало случаев подобных столкновений». Haakon Haakonssons Saga (последняя глава). Цит. по: Кааран А. К истории Русского Севера: Русско-норвежские отношения // Известия Архангель­ ского Общества изучения Русского Севера. Архангельск, 1910. № 11. С. 25. «Часть населения Биармии в среди­ не XIII столетия добралась <...> до северо-западного берега Норвегии, где они и поселились. Это было во время нашествия монголов, когда жители Севера, объятые ужасом, по­ кинули свои места и массами бежали выше на Север, в нынешнюю Лаплан­ дию и даже Финмаркен» (там же. С. 23-24). В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь мо­ лился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не по- клонюся». И свое слово князь сдер­ жал. 26 роль изъявил самые миролюбивые намерения, не прочь был породниться со славным русским князем и, в свою очередь, прислал послов в Новгород для заключения договора. Послы были встречены с почетом и отправ­ лены обратно с богатыми подарками».23 Однако Скандинавские источники свидетельствуют о несколько иной картине. Дело в том, что к упомянуто­ му 1251 году князь Киевский и Новгородский Александр Ярославович совершил масштабный поход по северным землям и твердой рукой привел в подданство все мест­ ные народности, населявшие тогда Крайний Север Ев­ ропы. «Достойный всяческого уважения Олоф Далин в своей «Истории Шведского государства»,24 ссылаясь на историков Торфея (Torfaei Thormodori antiquitates Norvegicae) и Петра Клавдия (Claudii Petri transaction Helsingborgensis), утверждает, что князь Александр Невский покорил всю Биармландию и беспокоил даже норвежские границы, проходя к оным через Лапландию и Финмаркен. Король Норвежский Хокон IV Старый (Хокон Хоконссон) в то время повелел принимать всех бежавших от княжеской дружины»25. «В то время, - рассказывает одна норвежская сага, - жители Биармии обратились с просьбой о за­ щите к королю Хокону. Он позволил им поселиться у Малангена [в районе нынешнего Тромсе. - И. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали»26. Это зафиксированное в норвежских источниках мас­ штабное перемещение народов, массовое бегство або­ ригенов, населявших земли Крайнего Севера, историки связывают с монголо-татарским нашествием.27Думает­ ся, что эта связь вполне очевидна, но с одним уточне­ нием. Именно в это время, в 1249 году, князь Александр Ярославович добился особого расположения ордын­ ского хана и получил от него княжение в Киеве и Нов­ городе. Поселившись в Новгороде, Великий князь в полной мере реализовал удивительные возможности своей практически абсолютной власти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой, пока что неодолимой силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом, что важно подчеркнуть, благовер­ ный князь всегда оставался христианином и патриотом своей земли.28 Союз с Золотой Ордой завещал Александру крепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сын хана Батыя Сартак, заве­ дующий русским направлением Орды, после принятия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz