Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Игумен Митрофан (Баданин) 23 Хитрое М. Великий князь Александр Невский. Подробное жизнеописание. М., 1893. С. 96. 24 Олофа Далина история Шведского государства в 8 томах. СПб., 1805— 1807. Т. 2. С 269. 25 Берх В. Н. «О времени открытия рос сиянами Ледовитого моря»: статья из книги «История географических открытий россиян». СПб., 1817 (не опубликована). Берх Василий Нико лаевич (1780-1835), военный историк. С 1828 года в должности историогра фа русского военно-морского флота. Почетный член Адмиралтейского департамента и Ученого комитета Морского штаба. 2(1 «Эти переселенцы на новом месте поселения в пустынных Лапландии и Финмаркене встретились с более дикими племенами, квенами, лопаря ми и другими, и, чтобы утвердиться здесь, должны были, в свою очередь, подчинить их себе и вступить с ними во враждебные столкновения. Норвежские саги сообщают немало случаев подобных столкновений». Haakon Haakonssons Saga (последняя глава). Цит. по: Кааран А. К истории Русского Севера: Русско-норвежские отношения // Известия Архангель ского Общества изучения Русского Севера. Архангельск, 1910. № 11. С. 25. «Часть населения Биармии в среди не XIII столетия добралась <...> до северо-западного берега Норвегии, где они и поселились. Это было во время нашествия монголов, когда жители Севера, объятые ужасом, по кинули свои места и массами бежали выше на Север, в нынешнюю Лаплан дию и даже Финмаркен» (там же. С. 23-24). В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к великому хану. Зная языческие обряды Орды, князь мо лился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не по- клонюся». И свое слово князь сдер жал. 26 роль изъявил самые миролюбивые намерения, не прочь был породниться со славным русским князем и, в свою очередь, прислал послов в Новгород для заключения договора. Послы были встречены с почетом и отправ лены обратно с богатыми подарками».23 Однако Скандинавские источники свидетельствуют о несколько иной картине. Дело в том, что к упомянуто му 1251 году князь Киевский и Новгородский Александр Ярославович совершил масштабный поход по северным землям и твердой рукой привел в подданство все мест ные народности, населявшие тогда Крайний Север Ев ропы. «Достойный всяческого уважения Олоф Далин в своей «Истории Шведского государства»,24 ссылаясь на историков Торфея (Torfaei Thormodori antiquitates Norvegicae) и Петра Клавдия (Claudii Petri transaction Helsingborgensis), утверждает, что князь Александр Невский покорил всю Биармландию и беспокоил даже норвежские границы, проходя к оным через Лапландию и Финмаркен. Король Норвежский Хокон IV Старый (Хокон Хоконссон) в то время повелел принимать всех бежавших от княжеской дружины»25. «В то время, - рассказывает одна норвежская сага, - жители Биармии обратились с просьбой о за щите к королю Хокону. Он позволил им поселиться у Малангена [в районе нынешнего Тромсе. - И. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали»26. Это зафиксированное в норвежских источниках мас штабное перемещение народов, массовое бегство або ригенов, населявших земли Крайнего Севера, историки связывают с монголо-татарским нашествием.27Думает ся, что эта связь вполне очевидна, но с одним уточне нием. Именно в это время, в 1249 году, князь Александр Ярославович добился особого расположения ордын ского хана и получил от него княжение в Киеве и Нов городе. Поселившись в Новгороде, Великий князь в полной мере реализовал удивительные возможности своей практически абсолютной власти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой, пока что неодолимой силе может принести Руси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не мечтал. При этом, что важно подчеркнуть, благовер ный князь всегда оставался христианином и патриотом своей земли.28 Союз с Золотой Ордой завещал Александру крепить его отец, князь Ярослав, как условие предотвращения нового разгрома Руси. Сын хана Батыя Сартак, заве дующий русским направлением Орды, после принятия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz