Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) Аружина великого князя Александра Невского гонит вражеские рат и на запад Еще раз заметим, что восприятие направления сторон света в древ­ ности было противоположным современному. На север - вниз, на юг - вверх. Потому и на рисунке Князь гонит «вражеские рати» на запад вправо. Фрагмент рисунка из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. Л. 914. Святой благоверный князь Александр Невский (1221 -1 2 6 3 годы) Усилиями Великого князя были заложены основы российского владычества на Крайнем Севере. 20 Надпись на одном шведском руни­ ческом камне повествует о судьбе некоего путешественника, который «...умер в Холмгарде (Новгороде. - И. М.] в церкви св. Олава» (Wigum F. Norge og Russland som religiose naboer // Kirke og Kultur. Oslo, 1997. № 1. Пе­ ревод А. Ермолаевой). Новгородская Русь и Норвегия издревле и тради­ ционно имели уважительные добрососедские отноше­ ния. Великий покровитель христианской Норвегии XI века король Олав II Святой приходился Великому кня­ зю Ярославу Мудрому свекром. Важнейшие духовные решения Олава и укрепление его христианской веры произошли в период его пребывания в Великом Нов­ городе, где он совершил свои первые чудеса исцелений. В дальнейшем почитание Святого Олава нарастало, по­ скольку Ганзейский союз избрал его покровителем всех мореплавателей. Во всех городах Союза были воздвиг­ нуты церкви его имени. Не был исключением и Вели­ кий Новгород, где, по свидетельству епископа города Або (ныне Турку), в XIV веке еще существовала церковь Святого Олава и почитание его новгородцами было весьма велико.20 Два последующих короля уже христианской Норве­ гии - Магнус I Добрый (сын Олава) и Харальд III Суро­ вый (сводный брат Олава) - были связаны с новгород­ скими князьями династическими браками и с жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христианских Церквей Востока и Запада в 1054 году, тесные династические связи между правителями Руси и Норвегии стали ослабевать, но вза­ имная заинтересованность и традиции дружбы оста­ лись. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz