Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Терский берег - северный горизонт Соловков Крест над могилой матушки Анныу алтаря Успенской церкви Восстановлен в 2004 году. Надгробная плита смогилы Анны Истоминой Единственная уцелевшая за годы безбожия. Все остальные много численные древние плиты на церковных погостах села были бессмысленно варварски уничтожены. торыми он укреплял попавших в беду поморов, являясь им: «Не плошайте, помышляйте о своем спасении. Бог вынесет. Аз есмь Варлаам с Керети...», - вот и мне про щальный наказ от преподобного Варлаама. Обходя на прощание вокруг Успенской церкви, я обратила внимание на единственное сохранившееся от древнего кладбища надгробие и крест на могилке с южной стороны от алтаря: «Матушка Анна Истомина. 1903 г.» Это была матушка того самого отца Михаила, который с Божьей помощью и заступничеством Божьей Матери «Тихвинской» остановил нашествие льдов в Кашкаранцах. Желая выяснить дальнейшую судьбу отца Михаила, я попыталась найти сведения о нем в Архангельской епархии, но вместо этого нашлись данные о двух его сыновьях, Николае и Владимире 1890 и 1896 годов рож дения соответственно. Оба они родились в Варзуге и пострадали за свои христианские убеждения. Николай Михайлович пошел по стопам отца и служил священни ком церкви святого великомученика Георгия в Шенкур ском уезде Архангельской губернии. В 1919 году за со вершение крестного хода без разрешения исполкома он был приговорен к одному году принудительных работ. Также и второй сын, Владимир Михайлович, служив ший псаломщиком при Малодорской церкви Холмо горского уезда Архангельской губернии, был аресто ван в 1937 году за контрреволюционную агитацию. Его приговорили к 10 годам заключения в исправительно- трудовых лагерях. Таких детей воспитали отец Михаил и матушка Анна. Прежде чем поставить точку, хочется поблагода рить игумена Митрофана и всех замечательных при хожан Терского берега за радушное гостеприимство и помощь. Они приглашали меня в свои дома, угощали ухой из свежей семги и чаем, подвозили на машинах. Ничего не изменилось со времен писателя-этнографа С. В. Максимова, который писал в 1856 году: «Добрый и приветливый народ Терского берега, между которым нет ни одного раскольника и про который рассказыва ют, что стоит только обокраденному мужику заявить о своей пропаже в церкви после обедни - вор или вы нужденный обстоятельствами похититель непременно скажется, или укажет на него другой <...> Доверчиво смотрят все терские, откровенно высказывают свое сокровенное <...> Гостеприимство и угощения дове дены здесь до крайней степени добродушия; хозяин и хозяйка суетятся все время, принося все лучшее и бес престанно потчуя и оправдываясь при этом тем, что, по пословице, “хозяева-де и с перстов наедятся” <...> До- 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz