Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Осипенко М. В. качеств, жизни скромной, воздержной, внимательной, безукоризненной, к начальственной должности спосо­ бен, к церкви привержен». 6 мая 1913 года за усердную службу отец Ефрем был Всемилостивейшее награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Имел он также и се­ ребряную медаль на Александровской ленте в память царствования Государя Императора Александра III. Тем не менее, в августе 1913 года, когда настоятель от­ правился в отпуск в Ессентуки для поправки здоровья, иеромонах Ефрем, оставшись в обители за старшего, не смог противостоять критическим настроениям против настоятеля и сам оказался в числе подписавших жалобу на него в Московскую Синодальную Контору. Настоя­ теля архимандрита Иоанникия обвиняли в том, что он не всегда присутствует за богослужениями и слишком энергично занимается хозяйственной деятельностью, напрасно расточая монастырские средства. Жалобу подписали 24 иеромонаха из 65, 8 иеродиаконов из 39 и 6 монахов из 128. Действительно, под руководством ар­ химандрита Иоаннникия были построены скит на Кон- дострове, электростанция, новая мельница, реконстру­ ирована система каналов, перестроен пароход «Вера», братское училище выведено на уровень семинарии, но все это вменялось ему более в похвалу, чем в осужде­ ние. Поэтому в Синоде с жалобщиками не согласились и благословили архимандрита Иоанникия уладить дело тихо. Однако мирно прекратить смуту оказалось невоз­ можно, так как инициаторами письма были члены Собо­ ра: казначей иеромонах Анатолий, ризничий иеромонах Аверкий и делопроизводитель иеродьякон Виктор - «революционер в душе», как характеризовал его архи­ мандрит Иоанникий. Хотя главные зачинщики смуты были разосланы по скитам, горький дух разобщения и ненависти проник в братство и уже не отступал вплоть до закрытия монастыря. Одним из первых, кто осо­ знал свою неправоту, принес покаяние и примирился с настоятелем, был иеромонах Ефрем: «Искренне со слезами испросил прощения у настоятеля в своем тяж­ ком грехе против него и теперь живет в Савватиевском скиту тихо, мирно, спокойно, исполняя синодичное послушание».211 Будучи уже в преклонном возрасте, ие­ ромонах Ефрем после закрытия монастыря в 1923 году поселился в Варзуге, откуда, по-видимому, был родом. Здесь он и нашел себе последний приют. Конечно, сердце Варзуги - действующий храм Свя­ тителя Афанасия и преподобных Зосимы, Савватия и ——---------------------------------- Германа Соловецких. А голос Варзуги - колокольный гп р га д аф . 1201. o n . 4 , ед. хр. s)i I. звон: каждый день начинается им, им и заканчивается. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz