Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера 16 Заволочье - историческая область в XI—XIV веках в бассейне Северной Двины и Онеги, за многочисленными «волоками», входившими в систему водного пути от Новгорода и иных средневековых городов России к Бе­ лому морю. С XII века входит в состав Новгородских земель. и См. перечень поселений на Двинском берегу Белого моря в Уставной гра­ моте великого князя Василия Дми­ триевича Двинской земле за 1397 год (ГПБ, сборник О. IV. 14, л. 14-16). 18 Seines К. Russisk historie i norran saga // (N) HT. 1965. B. 44. H.2. S. 3. 19 Кьяртан Селнес - доктор философии, советник по социальным и философ­ ским наукам Норвежской гуманисти­ ческой ассоциации, г. Осло, Норве­ гия. потенциальные подданные Швеции, в то время как народы, обращенные в Православие - это подданные Руси, независимо от того, корелы они, зыряне или ло­ пари. Собственно с самими корелами скандинавы ссо­ риться и воевать никогда не хотели, стараясь разыгры­ вать корельскую карту в войне против русских. Как и положено язычникам, корелы любили войну как воз­ можность повысить свой социальный статус и погра­ бить, при этом не угрожая Северной Европе захватом земель и, кроме того, частенько переходя на сторону западного противника. Другое дело - созданные русскими православные поселения (погосты) с церквями и часовнями и, тем более, скиты, подворья и иные очаги российского мо­ нашества. Это сразу отрезало любую возможность мис­ сионерства, лишая Запад перспективы государствен­ ной экспансии северных территорий. Именно поэтому первоочередным объектом разорения всегда выбира­ лись монастыри или их погосты. Потому и в данном случае был выбран погост Корельского Никольского монастыря, где «христиан черноризиць посекле», хотя для этого «мурманам» пришлось сделать весьма нема­ лый крюк (см. Карту 1). При этом надо еще раз подчеркнуть, что к самим ко- релам Корельский погост, равно как и монастырь, име­ ет весьма опосредованное отношение, что, естественно, не исключает присутствия (или даже доминирования) среди насельников монастырей и погостов природных корелов. К 1419 году эти края были уже российской терри­ торией по признаку православного вероисповедания. Еще задолго до описываемых событий земли, где нахо­ дился Николо-Корельский монастырь, так называемое Заволочье,16 именовались - Двинская земля (вовсе не Корелия).17Корелы к этому времени населяли огромные территории, именуемые Корелией, но они простира­ лись западнее Северной Двины (крайний пункт погост Ненокса, см. Карту 1). Поэтому название Никольского монастыря - Корельский - свидетельствует о древно­ сти этой обители. Монастырь до настоящего времени сохранил название Корельский, хотя и принадлежит Архангельской епархии. Древняя традиция дружбы «Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьез­ ных конфликтов»18- так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский ученый К. Селнес.19 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz