Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера 16 Заволочье - историческая область в XI—XIV веках в бассейне Северной Двины и Онеги, за многочисленными «волоками», входившими в систему водного пути от Новгорода и иных средневековых городов России к Бе лому морю. С XII века входит в состав Новгородских земель. и См. перечень поселений на Двинском берегу Белого моря в Уставной гра моте великого князя Василия Дми триевича Двинской земле за 1397 год (ГПБ, сборник О. IV. 14, л. 14-16). 18 Seines К. Russisk historie i norran saga // (N) HT. 1965. B. 44. H.2. S. 3. 19 Кьяртан Селнес - доктор философии, советник по социальным и философ ским наукам Норвежской гуманисти ческой ассоциации, г. Осло, Норве гия. потенциальные подданные Швеции, в то время как народы, обращенные в Православие - это подданные Руси, независимо от того, корелы они, зыряне или ло пари. Собственно с самими корелами скандинавы ссо риться и воевать никогда не хотели, стараясь разыгры вать корельскую карту в войне против русских. Как и положено язычникам, корелы любили войну как воз можность повысить свой социальный статус и погра бить, при этом не угрожая Северной Европе захватом земель и, кроме того, частенько переходя на сторону западного противника. Другое дело - созданные русскими православные поселения (погосты) с церквями и часовнями и, тем более, скиты, подворья и иные очаги российского мо нашества. Это сразу отрезало любую возможность мис сионерства, лишая Запад перспективы государствен ной экспансии северных территорий. Именно поэтому первоочередным объектом разорения всегда выбира лись монастыри или их погосты. Потому и в данном случае был выбран погост Корельского Никольского монастыря, где «христиан черноризиць посекле», хотя для этого «мурманам» пришлось сделать весьма нема лый крюк (см. Карту 1). При этом надо еще раз подчеркнуть, что к самим ко- релам Корельский погост, равно как и монастырь, име ет весьма опосредованное отношение, что, естественно, не исключает присутствия (или даже доминирования) среди насельников монастырей и погостов природных корелов. К 1419 году эти края были уже российской терри торией по признаку православного вероисповедания. Еще задолго до описываемых событий земли, где нахо дился Николо-Корельский монастырь, так называемое Заволочье,16 именовались - Двинская земля (вовсе не Корелия).17Корелы к этому времени населяли огромные территории, именуемые Корелией, но они простира лись западнее Северной Двины (крайний пункт погост Ненокса, см. Карту 1). Поэтому название Никольского монастыря - Корельский - свидетельствует о древно сти этой обители. Монастырь до настоящего времени сохранил название Корельский, хотя и принадлежит Архангельской епархии. Древняя традиция дружбы «Норвежцы и русские соседствуют тысячу лет, и между этими народами и их странами не было серьез ных конфликтов»18- так начинает свой труд по истории российско-норвежских отношений норвежский ученый К. Селнес.19 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz