Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Осипенко М. В. Соловецкие святые Аналойная икона из придела прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что в Афанасьевской церкви. шшвяшш Аревний Варзужский синодик (по- мяник) из Успенской церкви села. 206 Минеева С. В. Рукописная традиция жития преподобных Зосимы и Сав­ ватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). В2-х тт. М., 2001. 20’ Архангельские епархиальные ведомо­ сти. 1896. №19. С. 247-250. 2°8 0 тец Сильвестр скончался в Варзуге в 1886 году, будучи на покое. Он на свои средства (46 рублей) приоб­ рел для храма десять праздничных аналойных икон. Преосвященный Варлаам, отправляя новопоставлен- ных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с отцом Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и исто­ вому служению, прекрасному чтению, пению и делопроизводству. из тех старцев, имевший теплую веру к преподобному Зосиме, сказал Андрону и жене его удивительные для человеческого разумения слова: «Не хотите ли продать сына вашего, я куплю его у вас на имя преподобного Зосимы? На что вам мертвое тело сие?» Они же отвеча­ ли: «Купи, отче! Дай нам за него сколько хочешь». Ста­ рец же взял одну серебряную монету, дал родителям, а сам взял на руки умирающее дитя со словами: «Теперь уже это не ваше чадо, но старца Зосимы Соловецкого!» Дитя же зашевелилось и стало как бы что-то жевать, а старец гладил его по главе и по устам. Тогда мальчик вдруг сказал: «Дай еще!» Отец и мать, видя сына ожи­ вающим, стали от радости кричать и благодарить Все­ милостивого Бога, совершающего дивные чудеса через святых Своих. Благодатию Христовою и молитвами преподобного дитя укрепилось, и стало здраво, и воз­ растало, нося на себе знамение преподобного старца Зосимы.206 В монастырском архиве хранилась грамота архие­ пископа Новгородского Геннадия об освобождении от архиепископских сборов варзужской, принадлежащей Соловецкому монастырю, церкви, данная в 1491 году.21 Следующий по времени сохранившийся документ о варзужских церквях - грамота преосвященного Афа­ насия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 года на постройку новой Зосимо-Савватиевской церкви вместо таковой же ветхой. Несколько раньше, в 1674 году, поморским зодчим Климентом была сру­ блена сохранившаяся до сих пор летняя церковь Успе­ ния Пресвятой Богородицы. В ее честь часть поселка на левом берегу реки именуется Пречистенской. На этой же стороне сохранился и действующий ныне двухпре­ стольный храм. В этой деревянной квадратной одно­ главой церкви, крытой на четыре ската, были объеди­ нены престолы двух пришедших в негодность церквей: Соловецких чудотворцев (1683) и святителя Афанасия Александрийского (1597). Придел Зосимы и Савватия был освящен 16 августа 1882 года местным священни­ ком Сильвестром Иоанновичем Заринским,208кузомен- ским Алексием Синцовым и умбским Савватием Гурье­ вым, а придел святителя Афанасия был освящен ими же 17 января 1883 года накануне дня памяти святителя. Интересно, что как раз на Афанасиев день солнце впервые освещает Терский берег после долгой поляр­ ной ночи. Солнце восходит над южной стороной гори­ зонта, то есть как раз со стороны Соловков: откуда свет солнца, оттуда и свет веры христианской. «Предположительно первоначально служителями в варзужских храмах были монашествующие: в Успен­ 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz