Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Осипенко М. В. Соловецкие святые Аналойная икона из придела прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, что в Афанасьевской церкви. шшвяшш Аревний Варзужский синодик (по- мяник) из Успенской церкви села. 206 Минеева С. В. Рукописная традиция жития преподобных Зосимы и Сав ватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). В2-х тт. М., 2001. 20’ Архангельские епархиальные ведомо сти. 1896. №19. С. 247-250. 2°8 0 тец Сильвестр скончался в Варзуге в 1886 году, будучи на покое. Он на свои средства (46 рублей) приоб рел для храма десять праздничных аналойных икон. Преосвященный Варлаам, отправляя новопоставлен- ных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с отцом Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и исто вому служению, прекрасному чтению, пению и делопроизводству. из тех старцев, имевший теплую веру к преподобному Зосиме, сказал Андрону и жене его удивительные для человеческого разумения слова: «Не хотите ли продать сына вашего, я куплю его у вас на имя преподобного Зосимы? На что вам мертвое тело сие?» Они же отвеча ли: «Купи, отче! Дай нам за него сколько хочешь». Ста рец же взял одну серебряную монету, дал родителям, а сам взял на руки умирающее дитя со словами: «Теперь уже это не ваше чадо, но старца Зосимы Соловецкого!» Дитя же зашевелилось и стало как бы что-то жевать, а старец гладил его по главе и по устам. Тогда мальчик вдруг сказал: «Дай еще!» Отец и мать, видя сына ожи вающим, стали от радости кричать и благодарить Все милостивого Бога, совершающего дивные чудеса через святых Своих. Благодатию Христовою и молитвами преподобного дитя укрепилось, и стало здраво, и воз растало, нося на себе знамение преподобного старца Зосимы.206 В монастырском архиве хранилась грамота архие пископа Новгородского Геннадия об освобождении от архиепископских сборов варзужской, принадлежащей Соловецкому монастырю, церкви, данная в 1491 году.21 Следующий по времени сохранившийся документ о варзужских церквях - грамота преосвященного Афа насия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 года на постройку новой Зосимо-Савватиевской церкви вместо таковой же ветхой. Несколько раньше, в 1674 году, поморским зодчим Климентом была сру блена сохранившаяся до сих пор летняя церковь Успе ния Пресвятой Богородицы. В ее честь часть поселка на левом берегу реки именуется Пречистенской. На этой же стороне сохранился и действующий ныне двухпре стольный храм. В этой деревянной квадратной одно главой церкви, крытой на четыре ската, были объеди нены престолы двух пришедших в негодность церквей: Соловецких чудотворцев (1683) и святителя Афанасия Александрийского (1597). Придел Зосимы и Савватия был освящен 16 августа 1882 года местным священни ком Сильвестром Иоанновичем Заринским,208кузомен- ским Алексием Синцовым и умбским Савватием Гурье вым, а придел святителя Афанасия был освящен ими же 17 января 1883 года накануне дня памяти святителя. Интересно, что как раз на Афанасиев день солнце впервые освещает Терский берег после долгой поляр ной ночи. Солнце восходит над южной стороной гори зонта, то есть как раз со стороны Соловков: откуда свет солнца, оттуда и свет веры христианской. «Предположительно первоначально служителями в варзужских храмах были монашествующие: в Успен 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz