Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) Семья корелов Ф отография конца XIX века. 13 Рыдзепская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв.: Материа­ лы и исследования. М., 1978. С. 112. 13 Там же. '* Софийская первая летопись. Вып. 1. ПСРЛ.Л.. 1926.2-е изд. Т. 5. С. 221. ls иных средневековых городов России на Белое море. С XII века входит в со­ став Новгородских земель. 20 согласно со шведскими летописями, идут воевать туда, где «кончается христианская земля и начинается земля языческая». И в результате этой агрессии «теперь там добрый мир, больше тишины и покоя и больше людей, верующих в Бога <...> У русских стало, таким образом, меньше подвластной им земли».13 Или же: «Христиане [шведы. - И. М.] погибли там ради Господа и святой веры. После того островом владели русские и сильно укрепили его и посадили там храбрых мужей, чтобы христиане не приближались к этому месту».14 Надо отметить, что при таких походах русские православные христиане, «схизматики», отметающие власть Папского престола, воспринимались «немца­ ми» как первоочередной объект уничтожения, даже по сравнению с языческой корелой: «Немец, побиша Русь, новгородцов много, и ладожан гостей, и кто жил хре- стиян в Кореле [ныне Приозерск. - И. М.], побежале в Немечкыи городок [ныне Выборг. - И. М.] и там много посекоша хрестиян из городка».15 Это вполне объяснимо и с политической точки зре­ ния: некрещеный народ - это объект миссионерства,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz