Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Большакова Н. П. как исторического писателя, его деяния намного шире. Заслуга его в том, что он принимал фольклор как глубинное для литератора явление. Высоко поднял планку научной основы фольклора и проводил свои изыскания в этой области с научной целью, а не самодеятельности ради. Балашов был особенно внимателен к слову лю­ дей, которые еще помнили язык и манеру исполнения произведения, дошедшую из глубин предков. Балашова можно назвать настоящим явлением в русской жизни. Он говорил, что русский мужик должен владеть 15 специальностями. И сам, своими руками сделал в доме всю мебель, расписал двери, шкафы, столы, украсил их резьбой. Его можно охарактеризовать высказыванием о Льве Толстом: «Какая глыба. Какой матерый че­ ловечище!» Несмотря на свое интеллигентное происхождение, являл собой образец подлинного русского мужика из гущи народной. Глыба. Человечище... Это и о нем тоже. И неслучайно было у Балашова двенадцать детей. Да как же не рожать от тако­ го? Не страшно с ним, надежно, вот и рожали женщины, и любили его. Духом силен русский человек... В 2002 году вдова Балашова Ольга Николаевна передала на Мурман икону Госпо­ да Вседержителя - одну из хранящихся в доме Балашовых. Из церквей Дмитрий Михайлович иконы не брал, у бабулек не покупал, а находил, отдавал на реставра­ цию или реставрировал сам. Потому-то и решила Ольга вернуть их все снова в лоно Церкви. Одну отдала в Юрьев монастырь, другую в Зеленогорскую церковь, третью на приход отца Александра под Ленинградом. Икона Господа Вседержителя переда­ валась в Трифонов Печенгский монастырь на вечное поминовение погибшего эки­ пажа «Курска» и самого раба Божьего Дмитрия. Дмитрия Михайловича уже нет 9 лет, а я продолжаю разговаривать с ним, как с живым, и по сей день. Слушаю его голос на кассетах. Читаю в письмах его наставле­ ния. Вспоминаю его детские василькового цвета глаза, молодое, без явных морщин лицо, которое необыкновенным образом будто бы светилось изнутри. Какую-то вну­ треннюю, невидимую для многих незащищенность его души. Здесь не нужно путать с духом, который был у писателя больше, чем просто сильным. Он остается жить в нас своими произведениями, словом правды, жить в проводи­ мых в Новгороде «Балашовских чтениях», во внимательном взгляде с мемориальной доски клуба Варзуги. И каждый раз через это у всех нас происходит новая встреча с великим писателем нашей эпохи - писателем пассионарием205 - Дмитрием Михай­ ловичем Балашовым. 205 Пассионарий — активный человек, стремящийся к обновлению, разви­ тию. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz