Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Дмитрий Балашов и Варзуга - точки соприкосновения Балашов в последние годыжизни часовни продолжали сносить, и многие шедевры Древней Руси спаслись только по­ тому, что судьба воздвигла их на Севере, вдали от высокого чиновничьего атеисти­ ческого взгляда... Дмитрию Балашову та его «индивидуальная кампания за спасение деревенских церквей, увы, не прибавила ни авторитета в высоких кругах, ни зарплаты, ни по­ четных званий. На свой страх и риск он пробивался к столичным знаменитостям, собирая подписи под коллективными письмами в защиту российских древностей и красоты, действуя единственно возможным способом - через головы местного партийного и прочего начальства». После убийства был шок. Я много думала о понятиях греха и святости. Что это та­ кое? Был грешен или свят Балашов? Если говорить о святости Руси, то перед ней сра­ зу теряются мирские, плотские грехи. Люди все грешны. И живущие в миру, и те, кто призваны служить Богу, по той простой причине, что они люди. Не безгрешен был и Балашов, если говорить о его мирской жизни... Только святость его я определя­ ла по состоянию души, неподкупной и преданной России, которая остается вечной, чего не скажешь о человеческой плоти. Хорошо по этому поводу сказал Станислав Панкратов: «К такому человеку нельзя подходить с мерками обычными, обыденно­ житейскими. Все, что случается в судьбе такого человека, - не может случиться (в такой последовательности и в такой концентрации) с обычным человеком. В том-то и дело! Здесь действуют иные законы, здесь властвует иной порядок вещей, не всег­ да даже понятный. И, кроме всего прочего, - серьезная, пожизненно напряженная творческая работа требует своей цены, своих условностей, своей питательной сре­ ды, если угодно». В мире верующего человека все начинается с себя. На тебя Господь смотрит, тебе помогает, вот ты и не подкачай. Кто для меня Балашов? Это и путевка в большую литературу, так как давал реко­ мендацию в Союз писателей, верил в меня, и конечно, человек, которого я и воспри­ нимала именно как человека и только уже потом как писателя, мыслителя, полити­ ка. Политика - дело переменчивое, сегодня такая, завтра другая, а Россия держится прежде всего на вере и любви. Феномен писателя Балашова нельзя рассматривать только в одной плоскости, 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz