Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера Карельская деревня Гравюра конца XIX века. Шаскольский И. П. Берестяные гра­ моты как источник по внешнеполити­ ческой истории Новгорода XIV-XV веков // Археографический ежегод­ ник за 1962 год. М., 1963. История Карелии с древнейших вре­ мен до середины XVIII в. / Под ред. А. Я. Брюсова. Петрозаводск, 1952. С. 41-45. См. также: Шаскольский И. П. Политические отношения Нов­ города и карел в XII—XIV вв. // Нов­ городский исторический сборник. Новгород, 1961. № 10. С. 125-126; Гадзяцкий С. С. Карелы и Карелия в новгородское время. Петрозаводск, 1941. С. 38-39. «Корельские дети» - это тот же служилый люд, «знать» корельских племен, владеющая теми или ины­ ми «отчинами» на Поморье и находящаяся в вопросах военной службы под началом новгородских князей. Надо сказать, что, исходя из текстов берестяных грамот, в это время уже существовало понятие «коре- ла погостская».1 Так обозначалось население той части Корелии (район Корельского перешейка), которая счи­ талась крещеной и, живя погостами, входила в состав собственной территории Новгородского государства. «Корелы же, живущие на северной периферии новго­ родских владений, на громадных пространствах между Белым морем и Ботническим заливом, деления на по­ госты не имели».12 Духовная составляющая разорения Варзужского погоста Что касается мотивов упомянутого нами похода «мурманов» на Крайний Север Руси, то они неизменны и являются воплощением стратегической установки, определявшей политику западных католических стран в отношении к Православному Востоку. Суть ее такова: есть истинные христиане (в нашем случае «мурмане», то есть норвежцы, подданные Швеции), которые идут освобождать землю от русских варваров, язычников и схизматиков (то есть православных). Эти христиане, 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz