Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Кожевникова Ю. Н. от 510 до 1144 человек. В каждом из них насчитывалось не более 150 приходских дворов, что по действовавшим штатам, утвержденным в 1873 году, определяло состав местных причтов: они включали одного священника и одного псаломщика (другими словами, все приходские церкви благочиния были одноклирными). Особая си туация сложилась в селе Варзуга, где население разде лялось на два самостоятельных прихода с отдельными причтами. Позднее, в 1890 году, они были объединены в Петропавловский приход, который стал одним из са мых многолюдных во втором Кольском благочинии. Первое место по площади занимал Понойский приход, включавший в 1887 году удаленные друг от друга на зна чительные расстояния лопарские погосты. Основными источниками существования для мест ного духовенства служили казенное жалованье, которое получали все без исключения священники и псаломщи ки благочиния; платы за требы; сборы в церковную и братскую кружки; небольшие сенокосные участки, ко торые можно было сдавать в аренду, а при желании об рабатывать самим. Как и в соседней Олонецкой епар хии, уровень материального достатка сельских причтов на Кольском Севере был невысок. Разумеется, в лучшем положении находились клирики, служившие в много людных или богатых приходах, и те, в чьем владении оказывались рыбные тони, приносившие дополнитель ный, иногда существенный, доход. Показательно, что приходские священники и псаломщики жили в домах, как правило, уже довольно ветхих, построенных на средства прихожан. В заключение добавим, что исторически сложив шаяся к 1887 году система приходов второго Кольского благочиния в последующее время неизбежно менялась. В конце XIX - начале XX веков приходское и церков ное строительство на Кольском полуострове продол жалось: крупные приходы дробились на части, бывшие приписные храмы получали самостоятельный статус и становились центрами новых приходов - Кашкаран- ского, Оленицкого, Княжегубского, Чапомского, Ча- ваньгского и других. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz