Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Второе Кольское благочиние Архангельской епархии в 1887 году торгующего крестьянина из села Кузомень Алексея Пе тровича Заборщикова. «Утварью и ризницей снабжены достаточно». В 150 верстах от села Поной, в Лумбовском летнем лопарском погосте богослужения проводились в приписной церкви Рождества Христова (1883), кото рая была сооружена для местных жителей тем же ку- зоменским крестьянином в память мученической кон чины Императора Александра II. В Иокангском летнем погосте, в 220 верстах от села Поной, находилась часов ня во имя пророка Илии (1876). Современники счита ли, что здесь следовало бы открыть самостоятельный приход, так как «по реке Иоканге самый лучший улов семги и морской камбалы», привлекавший в летний се зон многих рыбопромышленников.’04 Источники доходов понойского причта заключались в казенном жалованье (190 руб., из них 140 руб. получал настоятель) и братских кружечных сборах (в год выхо дило от 60 до 80 руб.). Также священник и псаломщик «из веков пользовались» семужьей тоней «Попова лах- та» при устье реки Поной, в 12 верстах от приходской церкви, и собирали сено с маленького участка «на одну корову». Священник Николай Иванович Шмаков (57 лет), родом из Козьмогородского прихода Мезенского уез да, окончил Архангельскую духовную семинарию. До перевода в Поной в 1882 году служил в Ковде и Тетри- но. В 1865-1879 годах являлся благочинным третьего округа Кемского уезда, а затем «по слабости здоровья» отказался от ответственной и беспокойной должности. При нем в Понойском приходе открылась церковно приходская школа, первоначально размещавшаяся в его квартире, возводились приписные храмы в лопарских погостах. За свои труды отец Николай был награжден камилавкой и набедренником. Его сын Николай Нико лаевич Шмаков (29 лет) служил в том же приходе пса ломщиком и одновременно учился в Кемском духовном училище. Итак, в 1887 году в пределах второго Кольского бла гочиния находились двадцать одна церковь и пять ча совен, все деревянные. Приходские храмы строились на средства прихожан (только Никольская церковь в Пялицах на казенный счет). Наиболее древние из них украшали поморские села с многовековой историей - Варзугу, Ковду и Умбу. Срубленные в XVIII веке, они были посвящены очень почитаемому в России святому, святителю Николаю Чудотворцу, покровителю морехо дов и путешественников. --------------------------------------- Как видно из приведенной таблицы, число прихожан Краткое описание приходов... С. 239. В ПрИХОДЭХ ВТОрОГО КОЛЬСКОГО блаГОЧИНИЯ КОЛебаЛОСЬ 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz