Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Кожевникова Ю. Н. перемещен согласно прошению в Петропавловский приход. Диакон на месте псаломщика Петр Иванович Попов (37 лет) жил в Варзуге с 1886 года. Все селения Тетринского прихода - Тетрино, Чапо- ма, Чаваньга, Пялицы - лежали на морском побережье к юго-востоку от Кузомени (до 1844 года они принад­ лежали Варзужскому приходу). В первой половине XIX века в деревне Тетрино жители собирались на молит­ ву в Троицкую часовню, «неизвестно кем и когда по­ строенную». При открытии самостоятельного прихо­ да здесь поставили церковь с тем же посвящением и с дополнительным алтарем «в трапезе» во имя святи­ теля Василия Великого. Этот храм сгорел в день Свя­ той Троицы в 1881 году и на его месте прихожане «из леса, заготовленного для устройства священнического дома»,201 построили новый (освящена 24 ноября 1883 года), однопрестольный и уже не столь просторный, во имя святителя Василия Великого. Кроме него в приходе были еще три приписные церкви: Михаила Архангела (1861) в Чаваньге, Введенская (1873) в Чапоме, Николь­ ская (1863) в Пялицах.202Тетринский причт - в 1887 году священник Василий Александрович Сырнев (26 лет) и псаломщик Николай Александрович Иоилев (36 лет) - приезжал сюда служить четыре раза в год: в храмовые праздники, Рождество Христово, Великим постом и на Пасху. Михаило-Архангельская и Введенская церкви возводились «иждивением прихожан», а Никольская - «на казенную сумму, отпущенную Синодом».2"1 В 17 верстах от Тетрино, в деревне Стрельна, стояла часов­ ня во имя преподобных Зосимы и Савватия, перенесен­ ная в 1874 году из Чапомы, где «прежде находилась до построения церкви и именовалась Чапомскою Введен­ ской часовней». Составитель клировой ведомости до­ бавляет, что в ней молились перед местными иконами Соловецких Чудотворцев, Спасителя, Божией Матери и пророка Иоанна Крестителя. Северо-восточные пределы Кольского полуостро­ ва занимал известный по письменным источникам с первой половины XVI века Понойский приход, селения которого были разбросаны на огромном пространстве вплоть до мыса Святой Нос. Он включал пять лопар­ ских погостов: Лумбовский, Иокангский, Сосновский, Куроптевский и Каменский. В селе Поной древняя «хо­ лодная» Петропавловская церковь (1797) с приделом Успения Божией Матери (его устроили вместо дваж­ ды горевшего, в 1753 и 1817 годах, Успенского храма) была заново исправлена в 1876-1878 годах. Второй 1 Краткое описание приходов... С. 244. 1НА РК.Ф.662.0п. 1.Д. 2/7. Л. 115-118 об. храм в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня, 1Там же. л. 116-1 16 об. «теплый», построили в 1869-1871 годах на средства 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz