Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Кожевникова Ю. Н. 195 НА РК.Ф. 662.On. 1.Д. 2/7. А. 108-110 о б . 196 Подробнее об Успенской церкви см.: Ополовников А. В. Успенская цер ковь в селе Варзуга // Архитектурное наследство. М., 1955. С. 37-52. 197 НА РК. Ф. 662. On. 1. Д. 2/7. A. 110. 198 Там же. А. 108 об. здесь еще в XV веке. В 1887 году варзужские церкви - однопрестольная шатровая в честь Успения Богородицы (1674) и двух престольная «клетская» во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и святителя Афанасия, патриарха Александрийского (1808), а также колокольня с четырь мя колоколами стояли внутри деревянной ограды, соо руженной в 1851 году и частично уже разрушенной.195 Древнейший в Варзуге Успенский храм был построен еще при царе Алексее Михайловиче. Его величествен ный резной иконостас в пять ярусов поражал всякого, кто входил в церковь.196В конце 80-х годов XIX века она нуждалась в срочном капитальном ремонте. К варзужскому Успенскому приходу относилась приписная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Кашкаранцы. В 1866 году она была пере делана из бывшей часовни, с давних пор стоявшей над местом погребения местночтимых иноков Соловецко го монастыря Аксия (Астерия), Авксения и Тарасия. В 1878 году церковное здание, кроме алтарной части, полностью разобрали и выстроили новое, гораздо про сторнее первого. «Утварью и ризницей скудна», - лако нично сообщает нам клировая ведомость об убранстве Тихвинской церкви. В 1887 году в ней служили только в праздники, во время которых было продано до одного пуда свечек, а в церковный «кошелек» собрано 6 руб. Варзужский Успенский приход был невелик, всего 62 % двора: на правом берегу Варзуги (35 дворов), в Кашкаранцах (23 %) и в маленьком выселке Сальницы (4), где жили 16 мужчин и 12 женщин.197 Местные жители, государственные крестьяне, отда вали успенскому причту участок сенокоса, с которого заготавливалось до 100 пудов сена. Более «от прихожан никакого к содержанию дополнения нет», - узнаем из ведомости за 1887 год. Священник и псаломщик жили в обветшалых домах. Кроме жалованья от казны, 140 и 60 руб. соответственно, за исполнение треб они получали от прихожан в год до 50 руб., «содержание причта очень скудно».198 Михаил Николаевич Истомин (25 лет), возглавляв ший Успенский приход, начал служить в Варзуге сразу после принятия священного сана в 1886 году. До это го он, сын священника, успел отучиться в Архангель ской духовной семинарии и по своему желанию пройти военную службу. Хорошее семинарское образование позволяло ему с успехом преподавать Закон Божий в местной церковно-приходской школе, а также не толь ко читать в церкви проповеди «из книг», но и самому сочинять поучения на разные темы. Псаломщик Алек- 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz