Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее поселение Кольского Севера М акет острога Николо-Корельского монастыря Церкви обители те же, что и в Варзуге: Никольский собор, Успенская и Петропавловская церкви. к современной Карелии он отношения не имеет. Таким образом, и «погост в Варзуге» называется Корельским, поскольку основан и принадлежит «монастырю в Ко- рельском». Наименование «погосты» наряду с «монастырями» свидетельствует о христианском характере этих посе­ лений, в отличие от иных географических мест Коре- лии, население которых долго оставалось как мини­ мум полуязыческим. Народ Корелии, многочисленные племена «детей корельских», являясь крупнейшим с XII века военным союзником новгородцев, к XV веку в основной своей массе все еще оставался некрещеным. «Корела сердитая» с явно политическими мотивами официально считалась крещеной с 1227 года, поскольку, согласно Лаврентьевской летописи, «в лето 6735 князь Ярослав Всеволодичь послав крести множество корел». В тоже время уже в 1272 году среди «стран поганых» [то есть языческих. - И. М.] Псковская третья летопись вновь упоминает «литву, чюдь, корелу». Дело в том, что крещены были корелы, в основном проживавшие на Корельском перешейке и по границе с народом емью, вплоть до области Саво (Саволакс). Но уже к 1339 году Софийская первая летопись признает, что корелов кре­ щеных «суть в нашу веру мало бе <... > осталося, а то вси помроша гневом Божиим». Что касается Варзуги, то, естественно, задолго до по­ явления христианского погоста она существовала как поселение людей весьма смешанного состава. Ранее всех, в глубокой древности, тут жила «терская лопь», оттесненная на восток корелами, которых позже потес­ нили новгородцы... Так, например, в «Данной памяти» за 1484 год корел «Марк из Варзуги» упоминает свои «отчины»: «по морскому брегу ловища и по рекам и по лешим озерам ловища, куды иные отчинники владеют корельския дети», а в 1479 году варзужанин «Нестор 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz