Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Кожевникова Ю. Н. 184 НА РК. Ф. 165. Оп. 2. Д. 2/3. Л. 68-68 об. 140 НА РК. Ф. 662. Оп. 1.Д. 2/7. Л. 98-101 об. 191 См.: Краткое историческое описа ние... С. 256. (Надо заметить, что род Гурьевых, видимо, был связан со священническим служением гораздо раньше, поскольку в 1570-е годы мно гие «духовные» терчан «писал Умб- ской волости земской дьячок Илейка Гурьев, сын Попов». - И. М.). по многому от крестьян старанию ничего вынести не могли, а только успели один образ Страшного Суда, который стоял в паперти...»189 В цитируемом рапорте сообщаются обстоятельства, при которых случился по жар. «Идущие на Мурманской берег» кемский мещанин Степан и крестьянин Шуезерской волости Илья (их фа милии написаны неразборчиво) «приходили для моле ния и пред местным храмовым образом святого Нико лая поставили и засветили три свещи». После молитвы свечи были потушены, но по неизвестной причине че рез какое-то время «огонь разгорелся столь сильно, что и вся церковь загорелась». Умбский приход, один из старейших на Кольском Севере, включал также селения Кузрека с приписной новоустроенной церковью во имя Сретения Господня (1885), Оленицы и совсем малолюдный Вялозерский ло парский погост (Валозерское). В Никольской и Сретен ской церквах богослужения проводились несколько раз в год - в храмовые и некоторые другие праздники. В пользу Воскресенской церкви местные прихожане пожертвовали с давних лет речку Вельмешка, которую причт сдавал желающим в аренду за 10-20 руб. в год, а также две пожни, приносившие до 50 пудов сена. В от личие от многих других приходов, в Умбе священник и псаломщик жили в крепком новом доме, выстроенном для них сельским обществом в 1886 году, и получали жалованье 160 и 60 руб. соответственно. Из второго раздела клировой ведомости «Сведения о причте» узнаем, что умбский священник Савватий Васильевич Гурьев (41 год) родился в семье настоятеля Варзужского Петропавловского прихода Василия Дми триевича Гурьева (надо сказать, Гурьевы - очень из вестная священническая династия на Кольском Севере, представители которой в разное время служили во всех приходах по Терскому берегу; ее родоначальником, ве роятно, стал малограмотный крестьянин Спасской вот чины Стефан Гурьев, который был рукоположен во свя щенника к Успенской церкви в селе Варзуга, где служил с 1745 по 1791 год).141Учился в Архангельской духовной семинарии, но полного курса наук не прошел: в 1868 году «по слабости здоровья» его отчислили из средне го отделения и определили дьячком к Соломбальской кладбищенской церкви во имя святого Мартина (в Ар хангельске). Через десять лет он принял священный сан и отправился на место своего пастырского служения - в поморское село Умба. Отцу Савватию помогал псалом щик Николай Хрисанфович Азлов (28 лет), приехавший в эти суровые края из Вологодской губернии и женив шийся на дочери умбского крестьянина. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz