Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Второе Кольское благочиние Архангельской епархии в 1887 году |8<’ Об этом храме подробнее см.: Ко­ нева В. И. История кандалакшской церкви Рождества Иоанна Предтечи // При. Феодорит Кольский и его ду­ ховное наследие: Мат. региональной научно-богословской конф. «Первые Феодоритовские чтения» / Под ред. иеромонаха Митрофана (Баданина). СПб., 2007. С. 84-101. ,8’ НА РК. Ф. 662. On. 1. Д. 2/7. А. 95-97 об. 188 Ветхое церковное здание было вско­ ре разобрано, а новый Воскресенский храм построили к 1894 г. См.: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Ар­ хангельск, 1896. С. 261. ном на средства прихожан и причту не принадлежав- шем. Доходы, поступавшие от исполнения треб, были невелики - до 30 руб. в год. Православные жители села Кандалакша ходили на богослужения в две деревянные «теплые» (т. е. с печа­ ми) церкви - Рождества Иоанна Предтечи (1786)186 и Рождества Пресвятой Богородицы (1865). Хотя второй храм появился гораздо позднее первого, почти на сто­ летие, печи в нем были «ненадежные», а крыша - «вет­ хая». Вклировой ведомости уточняется, что Богородич­ ная церковь построена в 1865 году «вместо бывшей на том же месте, остававшейся от существовавшего когда- то Каккова монастыря и сожженной англо-французами 6 июля 1855 года».187В кандалакшском приходе имелось две часовни, возведенных «собственным иждивением крестьян»: Георгиевская (1859, «теплая», прочная) в де­ ревне Княжегубской, Ильинская (1882) в Федосеевском выселке. В пользу приходских церквей кандалакшские кре­ стьяне издавна отдали тоню «Зарецкий наволок», за сдачу которой в аренду причт получал маленькие сум­ мы (например, в 1887 году - 3 руб. 50 коп.). Кроме того, в его владении находился участок сенокосной земли «Студеный лудожный», приносивший до 80 пудов сена. Жалованье кандалакшских священника и псаломщика было заметно скромнее, чем в Ковде: 156 руб. 80 коп. и 58 руб. 80 коп. соответственно. На момент заполнения клировой ведомости (1887) место священника оказа­ лось праздным, псаломщиком служил священнический сын Василий Ильич Колчин (37 лет). Деревянная церковь в Умбе (1772) была посвящена великому Господскому празднику - Воскресению Хри­ стову. В 1887 году ее выкрашенное желтой краской зда­ ние было уже «довольным ветхим».188Если верить кли­ ровой ведомости, второй приходской приписной храм, во имя Святителя Николая Чудотворца («холодный»), находившийся в Порьегубском селении, на том же Тер­ ском берегу, был всего на четыре года моложе умбского (1776). Однако в явное противоречие с такой датиров­ кой вступает обнаруженный в фонде Кемского духовно­ го правления (НА РК) любопытный документ - рапорт приходского священника «с причетники» и сотского «со крестьяны» села Умба на имя протопопа Кольской Воскресенской церкви Иоанна Феодоровского, подпи­ санный 7 апреля 1792 года. Цитируем: «В означенном Порьегубском селе состоящая церковь святого Нико­ лая Чудотворца сего апреля 6-го числа около половины дня сгорела вся до основания. Из которой церкви как святых образов, так и прочего церковного имущества 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz