Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Кожевникова Ю. Н. НА РК.Ф.662.Оп. 1.Д.2 6.Л .86-91. 184 Клировая ведомость датирует Ни- кольскую церковь 1705 годом, тем не менее в современной научной литера­ туре встречается мнение о ее перво­ начальной постройке в 1597 году. См.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие: Очерки о русских деревянных храмах XV—XVIII веков. М., 2006. С. 18-27. 185 НА РК. Ф. 662. On. 1. Д. 2/6. Л. 86. о самом храме, местном причте, прихожанах. Восполь­ зуемся такими ведомостями за 1887 год (НА РК. Ф. 662) и ответим на вопросы: что представляло собой второе Кольское благочиние, какие приходы и храмы его со­ ставляли, кто в них служил и молился. В конце 80-х годов XIX века во второе Кольское бла­ гочиние входило девять приходов: Керетский, Ковд- ский, Кандалакшский, Умбский, Кузоменский, Вар- зужские Успенский и Петропавловский, Тетринский и Понойский. Центр благочиния в тот год располагался в Керети - древнем поморском селении, стоявшем на по­ рожистой, впадающей в Белое море реке с тем же назва­ нием. Деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1859) была построена на высоком речном берегу «иждивением прихожан с помощью благотво­ рителей». Она не отличалась особым богатством, как сообщает ведомость, «утварью и ризницей скудна».183 Ее настоятель, 38-летний священник Александр Ксан- фиевич Зимин, исполнял обязанности благочинного с 1886 года. Севернее села Кереть, на морском побережье, нахо­ дился Ковдский приход. Срубленная «неизвестно кем» еще в 1705 году184деревянная церковь во имя Святи­ теля Николая Чудотворца «от древности своей весьма обветшала и в зимнее время для служения довольно хо­ лодна», - читаем в документе.185 Последний раз ее зда­ ние «поновлялась» в 1852 году («была исправлена кры­ ша, а в самой церкви - потолок»). Рядом с Никольской церковью, в четырех саженях, возвышалась небольшая колокольня с тремя колоколами. Помимо самого селе­ ния Ковда приход включал деревню Чернорецкую, где стояла часовня во имя Воскресения Христова, «неиз­ вестно кем и когда построена». Молодой священник Евлогий Иванович Шангин (26 лет) попал в Ковду после учебы в Архангельской духовной семинарии. Псаломщик Алексей Андреевич Красовский (57 лет) являлся когда-то послушником Пе- рекомского монастыря, но монашеский постриг так и не принял, а «по воле епархиального начальства» в 1851 году был переведен в Северную Карелию, в Кестеньго- Топозерский приход Кемского уезда, созданный на месте известного на всю Россию и к тому времени ра­ зоренного старообрядческого Топозерского скита. Спу­ стя 16 лет Алексея направили в село Ковда. Священник и псаломщик совместно владели 200 квадратными са­ женями сенокоса. Первый получал казенное жалованье 460 руб. (из них 60 руб. ему давалось на разъезды по приходу), второй - 176 руб. 40 коп. Оба жили в одном доме, «очень ветхом» и общественном, т. е. выстроен­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz