Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) Умба-деревня Воскресенская церковь 1894 года постройки стоит еще «бревенча­ тая». Обшита пильным тесом и окрашена она будет в начале XX века. Обратим внимание на высо­ кий уровень воды в реке. Фотография конца XIX века. ’ Савич Александр Антонович (1890- 1957), историк, ученый, педагог, док­ тор исторических наук (1935), про­ фессор Пермского Государственного университета, заведующий кафедрой истории народов СССР. *' Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XV11 вв. Пермь, 1927. С. 31. На морской карте голландца Лукаса Ваагхенаэра (1584, опубликована в 1599 году) восточный берег устья Се­ верной Двины подписан как «Russiae pars» («Российская часть»), а западное побережье - «Coreliae pars» («Карель­ ская часть»). Таким образом, террито­ рия Карелии начиналась от Северной Двины. Так же, на карте XVI века, составленной голландским купцом и дипломатом Симоном ван Салинге- ном, территория на западном берегу Двины обозначена как «КагеШа». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 129. С. 185. Муржль —Mourman. О Уив*.-SlatIon ОочЬ». поскольку, как пишет авторитетный историк Севера,’ «по данным изученных нами писцовых книг, внешний вид погоста (скита) обычно рисуется таким. На огоро­ женной площади находились церковь, кладбище, двор попов, пономарская и несколько келий...»6 Заметим по ходу, что такой же погост, древнейшее место нахождения Умбы, имеется и на реке Умбе (но в письменном источнике он, увы, упомянут значительно позже). Как и село Варзуга, Умбский погост предусмо­ трительно располагался вверх по течению на 11 кило­ метров. «Вверх по реке Умбе, от волости [от нынешнего места Умбы-деревни. - И. М.] 10 верст, погост старой <...> а на погосте церковь Воскресение Христово пуста; и на том погосте косят сено» (1585). «Погост Корельский» и корелы Почему говорится о «Корельском погосте в Варзу­ ге»? Ответ на этот вопрос мы находим в продолжении текста летописи: «и повоеваша... в Корельском мана­ стырь святого Николы». «Корельский» - это, видимо, древнее название места нахождения монастыря, про­ исхождение которого очевидно, поскольку западный, «Летний», берег Двинского устья в это время относил­ ся к Корелии.7 В XVI веке, с началом английской тор­ говли на Севере, это место стало широко известным как «порт святого Николая». В наше время это район города Северодвинска, где расположен Российский центр атомного подводного судостроения. «Се яз раба Божия М арфа... поставила есми церковь храм святаго Николы в Корельском на гробех детей своих Онтона да Феликса»8. «Корельский» - название места, ныне исчезнувшее с географических карт, но сохранившееся до настоя­ щего времени в наименовании монастыря - Николо- Корельский. Причем именно через букву «о», поскольку 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz