Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Игумен Митрофан (Баданин) Умба-деревня Воскресенская церковь 1894 года постройки стоит еще «бревенча тая». Обшита пильным тесом и окрашена она будет в начале XX века. Обратим внимание на высо кий уровень воды в реке. Фотография конца XIX века. ’ Савич Александр Антонович (1890- 1957), историк, ученый, педагог, док тор исторических наук (1935), про фессор Пермского Государственного университета, заведующий кафедрой истории народов СССР. *' Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XV11 вв. Пермь, 1927. С. 31. На морской карте голландца Лукаса Ваагхенаэра (1584, опубликована в 1599 году) восточный берег устья Се верной Двины подписан как «Russiae pars» («Российская часть»), а западное побережье - «Coreliae pars» («Карель ская часть»). Таким образом, террито рия Карелии начиналась от Северной Двины. Так же, на карте XVI века, составленной голландским купцом и дипломатом Симоном ван Салинге- ном, территория на западном берегу Двины обозначена как «КагеШа». Грамоты Великого Новгорода и Пскова. № 129. С. 185. Муржль —Mourman. О Уив*.-SlatIon ОочЬ». поскольку, как пишет авторитетный историк Севера,’ «по данным изученных нами писцовых книг, внешний вид погоста (скита) обычно рисуется таким. На огоро женной площади находились церковь, кладбище, двор попов, пономарская и несколько келий...»6 Заметим по ходу, что такой же погост, древнейшее место нахождения Умбы, имеется и на реке Умбе (но в письменном источнике он, увы, упомянут значительно позже). Как и село Варзуга, Умбский погост предусмо трительно располагался вверх по течению на 11 кило метров. «Вверх по реке Умбе, от волости [от нынешнего места Умбы-деревни. - И. М.] 10 верст, погост старой <...> а на погосте церковь Воскресение Христово пуста; и на том погосте косят сено» (1585). «Погост Корельский» и корелы Почему говорится о «Корельском погосте в Варзу ге»? Ответ на этот вопрос мы находим в продолжении текста летописи: «и повоеваша... в Корельском мана стырь святого Николы». «Корельский» - это, видимо, древнее название места нахождения монастыря, про исхождение которого очевидно, поскольку западный, «Летний», берег Двинского устья в это время относил ся к Корелии.7 В XVI веке, с началом английской тор говли на Севере, это место стало широко известным как «порт святого Николая». В наше время это район города Северодвинска, где расположен Российский центр атомного подводного судостроения. «Се яз раба Божия М арфа... поставила есми церковь храм святаго Николы в Корельском на гробех детей своих Онтона да Феликса»8. «Корельский» - название места, ныне исчезнувшее с географических карт, но сохранившееся до настоя щего времени в наименовании монастыря - Николо- Корельский. Причем именно через букву «о», поскольку 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz