Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Шахнович М. М. 1г' Овсянников О. В. Из истории средне­ вековых укреплений на Архангель­ ском Севере. С. 169-171. вертикально установленных бревен, соединенных друг с другом поперечными бревнами-связями и усиленной насыпным земляным откосом. Возможно, существо­ вали остатки и дерево-земляных построек на верхней площадке, но они могли быть разрушены при строи­ тельстве военного аэродрома зимой 1942 года. Выскажем предположение, что незавершенное стро­ ительство «Косого городища» - это попытка расши­ рения для увеличившегося числа жителей Варзуги уже существовавшего укрепления - убежища в конце XVI - начале XVII века. В этот период отмечен всплеск актив­ ного возведения крестьянами на Русском Севере и в Карелии новых небольших «острошцев» в местах более ранних, заброшенных городищ.1,5Связано это с нападе­ ниями в XVI веке на Беломорье «немецких людей из-за Каянского рубежа» и опасностями Смутного времени, когда «паны и черкасы и всякие воровские люди» в те­ чение четырех лет (1612-1615) опустошали северные пределы России. На Терский берег враги не проника­ ли, и создание крепости-убежища в селе Варзуга могло носить превентивный характер. Обычно все сельские укрепления XVI-XVII веков находились в поле зрения государства и упоминались в «росписях», но информа­ ция о крепостице в Варзуге нам неизвестна. «Того же лета пришед мурмане войною...» Это многократно упоминаемое в краеведческой ли­ тературе первое короткое летописное свидетельство о существовании в 1419-1420 годах населенного пункта на Кольском полуострове не может восприниматься однозначно. При анализе текста нет определенности при понимании, что имел ввиду летописец под словами «в Арзуге погост Корильскыи»: этническую атрибуцию населения или отнесение погоста к владениям Корель- ского монастыря. В XIII—XIV веках в русских летописях подобные названия обычно несли именно этническую смысловую нагрузку, например, «Корельский горо­ док» (город Корела), «Корельская земля» (Карельский перешеек) и т. п. Поэтому мы склоняемся к поддержке первой гипотезы - о рассматривании погоста на реке Варзуге в конце XIV века в качестве места проживания корельской общины. Также пока нет достаточного набора исторических и археологических данных для безусловного заключения, что подвергнувшийся сожжению «в Арзуге погост» на­ ходился именно на месте современного села Варзуга. Напомним, что в месте слияния рек Кицы и Варзуги Н. Н. Гуриной найден, мощный культурный слой 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz