Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жиров В. К. славной Церкви, а с 2000 года церковная жизнь на Тер­ ском берегу значительно активизировалась благодаря назначению настоятелем Варзугского прихода (впо­ следствии - благочинным Терского округа) игумена Митрофана (Баданина). Итак, есть основания полагать, что экологический кризис в районе села Кузомень имеет духовную причи­ ну - отказ от Христовой веры подавляющего большин­ ства его жителей. Церкви закрывались и в других селах Терского берега, однако декларативной добровольно­ стью своего решения кузомляне явно превзошли жи­ телей всех остальных поморских сел. Глубокое духов­ ное повреждение этого села косвенно подтверждается многочисленными фактами нелепых, несвоевременных смертей местных жителей, вплоть до фактов суицида. Таким образом, Кузомень являет собой выразительный пример нарушенного в сторону преобразования окру­ жающей среды равновесия обсуждаемой здесь бинар­ ной оппозиции на атеистической основе. Признаки повреждений противоположного типа - нарушения баланса в сторону сохранения окружающей среды на основе отказа от христианской веры в поль­ зу язычества - обнаруживаются в центре поморской культуры Терского берега - селе Варзуга. В отличие от кузомлян, варзужане в период гонений на Церковь в 20-х годах повели себя, несомненно, много достойнее. Проявив неповиновение безбожной власти и очевид­ ную готовность пострадать за веру, большинством го­ лосов сельское собрание отказалось принять решение о закрытии храма. В результате власть (что было для нее, вообще говоря, нетипично) отступила, и, несмотря на то, что все четыре варзугских храма были, в конце концов, закрыты, их здания (в отличие от храмов Кузо- мени) сохранились и успешно реставрируются. Вместе с тем, в советское лихолетье Варзуга тоже не обошлась без духовных повреждений, хотя они и раз­ вивались по отличному от Кузомени принципу. Отсут­ ствие здесь грубых экологических нарушений позволяет предполагать, что потеря Благодати (о чем свидетель­ ствует, в частности, известное видение одной из жи­ тельниц села покидающей его Пресвятой Богородицы в период коммунистических гонений на веру) вырази­ лась в смене гармонизирующей природу духовности: поразительные по своей красоте местные леса напол­ нились нечистыми духами. Косвенно это подтвержда­ ется негласным распространением идолопоклонства в селе Варзуга, а также неоднократными коллизиями сре­ ди местного церковного причта. iso

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz