Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Жиров В. К. славной Церкви, а с 2000 года церковная жизнь на Тер ском берегу значительно активизировалась благодаря назначению настоятелем Варзугского прихода (впо следствии - благочинным Терского округа) игумена Митрофана (Баданина). Итак, есть основания полагать, что экологический кризис в районе села Кузомень имеет духовную причи ну - отказ от Христовой веры подавляющего большин ства его жителей. Церкви закрывались и в других селах Терского берега, однако декларативной добровольно стью своего решения кузомляне явно превзошли жи телей всех остальных поморских сел. Глубокое духов ное повреждение этого села косвенно подтверждается многочисленными фактами нелепых, несвоевременных смертей местных жителей, вплоть до фактов суицида. Таким образом, Кузомень являет собой выразительный пример нарушенного в сторону преобразования окру жающей среды равновесия обсуждаемой здесь бинар ной оппозиции на атеистической основе. Признаки повреждений противоположного типа - нарушения баланса в сторону сохранения окружающей среды на основе отказа от христианской веры в поль зу язычества - обнаруживаются в центре поморской культуры Терского берега - селе Варзуга. В отличие от кузомлян, варзужане в период гонений на Церковь в 20-х годах повели себя, несомненно, много достойнее. Проявив неповиновение безбожной власти и очевид ную готовность пострадать за веру, большинством го лосов сельское собрание отказалось принять решение о закрытии храма. В результате власть (что было для нее, вообще говоря, нетипично) отступила, и, несмотря на то, что все четыре варзугских храма были, в конце концов, закрыты, их здания (в отличие от храмов Кузо- мени) сохранились и успешно реставрируются. Вместе с тем, в советское лихолетье Варзуга тоже не обошлась без духовных повреждений, хотя они и раз вивались по отличному от Кузомени принципу. Отсут ствие здесь грубых экологических нарушений позволяет предполагать, что потеря Благодати (о чем свидетель ствует, в частности, известное видение одной из жи тельниц села покидающей его Пресвятой Богородицы в период коммунистических гонений на веру) вырази лась в смене гармонизирующей природу духовности: поразительные по своей красоте местные леса напол нились нечистыми духами. Косвенно это подтвержда ется негласным распространением идолопоклонства в селе Варзуга, а также неоднократными коллизиями сре ди местного церковного причта. iso
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz