Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Духовны е причины современных экологических проблем 121 Особенности саамской культуры и проблемы христианского миссионер ства на Кольском полуострове в XVI веке подробно изложены в книгах игумена Митрофана (Баданина), вы шедших в серии «Православные под вижники Кольского Севера». 122 С их точки зрения, действия св. равноапостольного князя Влади мира, безжалостно вырубавшего ритуальные дубовые рощи славян- идолопоклонников, наверняка анти- экологичны. - преобразование без нарушений экологического ба ланса, уважение без языческого поклонения. Угроза попасть под языческое влияние была для по моров достаточно реальной, так как, переселившись на Терский берег Белого моря, они столкнулись не только с холодным морем, длинной зимой и коротким летом, но и с установившейся и по-своему высоко развитой языческой культурой саамов, органически вписавшей ся в местную природу. Очевидно, что влияния на нео крепшую поморскую культуру не могли не оказывать саамы, для которых Терский берег далеко не сразу стал родным домом .121 Многие языческие культуры эколо гичны: их носители живут в согласии с окружающей средой, не нарушая ее равновесия, что дает повод для необдуманного восхищения ими, которое можно не редко наблюдать в общественных экологических орга низациях и вообще среди романтически настроенной интеллигенции.122Вместе с тем, в нашем мире, который представляет собой продукт деградации прекрасного первозданного мира, внешняя эстетичность далеко не всегда связана с истинной духовностью. История Церк ви (особенно монашества) дает многочисленные при меры завоевания бесами эстетически привлекательных природных ландшафтов. В связи с этим можно думать, что образованному, но духовно непросвещенному чело веку практически трудно отличить биотопы, гармония которых поддерживается Святым Духом, от гармони зируемых нечистыми духами. Итак, терские поморы поддерживали равновесные отношения с окружающей природной средой, не подда ваясь ей, но и не угнетая ее. Не впадая ни в язычество, ни в атеизм, они были гораздо ближе нас к решению ан тиномии возделывания-сохранения сада. Однако, как указывалось выше, поддержание такого баланса требу ет не только постоянной причастности Литургийным Дарам, но и особого строя жизни, сохраняющего Бла годать Святого Духа вне храма. Невыполнение этих условий неминуемо приводит к доминированию одной из его составляющих. Рассмотрим это на примерах по морских сел Терского берега. Два пути деградации Поморской духовности Наряду с многочисленными проявлениями экологи ческого кризиса на Кольском полуострове, очевидно, вызванными непосредственным антропогенным (часто техногенным) воздействием, существуют менее извест ные случаи повреждения природной среды, причины которых трудно объяснить с обычных экологических 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz