Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Духовны е причины современных экологических проблем 121 Особенности саамской культуры и проблемы христианского миссионер­ ства на Кольском полуострове в XVI веке подробно изложены в книгах игумена Митрофана (Баданина), вы­ шедших в серии «Православные под­ вижники Кольского Севера». 122 С их точки зрения, действия св. равноапостольного князя Влади­ мира, безжалостно вырубавшего ритуальные дубовые рощи славян- идолопоклонников, наверняка анти- экологичны. - преобразование без нарушений экологического ба­ ланса, уважение без языческого поклонения. Угроза попасть под языческое влияние была для по­ моров достаточно реальной, так как, переселившись на Терский берег Белого моря, они столкнулись не только с холодным морем, длинной зимой и коротким летом, но и с установившейся и по-своему высоко развитой языческой культурой саамов, органически вписавшей­ ся в местную природу. Очевидно, что влияния на нео­ крепшую поморскую культуру не могли не оказывать саамы, для которых Терский берег далеко не сразу стал родным домом .121 Многие языческие культуры эколо­ гичны: их носители живут в согласии с окружающей средой, не нарушая ее равновесия, что дает повод для необдуманного восхищения ими, которое можно не­ редко наблюдать в общественных экологических орга­ низациях и вообще среди романтически настроенной интеллигенции.122Вместе с тем, в нашем мире, который представляет собой продукт деградации прекрасного первозданного мира, внешняя эстетичность далеко не всегда связана с истинной духовностью. История Церк­ ви (особенно монашества) дает многочисленные при­ меры завоевания бесами эстетически привлекательных природных ландшафтов. В связи с этим можно думать, что образованному, но духовно непросвещенному чело­ веку практически трудно отличить биотопы, гармония которых поддерживается Святым Духом, от гармони­ зируемых нечистыми духами. Итак, терские поморы поддерживали равновесные отношения с окружающей природной средой, не подда­ ваясь ей, но и не угнетая ее. Не впадая ни в язычество, ни в атеизм, они были гораздо ближе нас к решению ан­ тиномии возделывания-сохранения сада. Однако, как указывалось выше, поддержание такого баланса требу­ ет не только постоянной причастности Литургийным Дарам, но и особого строя жизни, сохраняющего Бла­ годать Святого Духа вне храма. Невыполнение этих условий неминуемо приводит к доминированию одной из его составляющих. Рассмотрим это на примерах по­ морских сел Терского берега. Два пути деградации Поморской духовности Наряду с многочисленными проявлениями экологи­ ческого кризиса на Кольском полуострове, очевидно, вызванными непосредственным антропогенным (часто техногенным) воздействием, существуют менее извест­ ные случаи повреждения природной среды, причины которых трудно объяснить с обычных экологических 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz