Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жиров В. К. ладу, потому что человек по-своему заботился о Береге, стараясь, чтобы тот никогда и ничем не оскудевал».114 В этих немногих словах содержится ключ к понима­ нию духовных основ экологического равновесия чело­ века со средой его обитания. Сравним их со словами Священного Писания о тех же отношениях в перво­ зданном мире: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2; 15). 120 В Едеме человек мог непосредственно общаться с Богом: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня...» (Быт. 3; 8); «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: го­ лос Твой я услышал в раю...» (Быт. 3, 9-10). Катастрофа грехопадения бросила весь тварный мир в царство гру­ бой материи, которая отныне стала непреодолимой при жизни каждой твари преградой для ее прямого общения с Богом: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одеж­ ды кожаные и одел их...» (Быт. 3; 21). И теперь его за­ дачей по-прежнему оставалось земледелие: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3; 23), однако в новых условиях враждебной для человека природы («терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3; 18)) прежняя задача приобрела принципиально другой смысл - не­ престанной борьбы за существование и тяжелого труда «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не воз­ вратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3; 19). С Богом и в Боге решалась задача возделывания - со­ хранения Едемского сада, в то время единая и непроти­ воречивая; в новом грубо-материальном мире ее анти- номичность в какой-то мере снималась следованием ветхозаветному закону, но принципиальное решение антиномии стало возможным только благодаря при­ ходу Христа и Его Спасительной Жертве, бесконечно повторяющейся в Литургическом служении. Литургия продолжается и после службы, и за пределами храма, однако наш падший мир не способен длительно удер­ живать ее благодатные Дары. Залог сохранения Благо­ дати - особые условия, способствующие развитию го­ товности к жертве и мученичеству. Особое положение поморской культуры среди дру­ гих христианских культур связано с тем, что главную роль в ее становлении играло суровое северное море - __________________________стихия, общение с которой нельзя представить без вну- Цит. по книге :Казаков / 1 . л. Кх юмен- тРенней настроенности на самопожертвование. Можно ские пески. Мурманск, 2000 . думать, что именно это условие жизни поморов стало т Выделено мною - в. ж. определяющим в их отношении к окружающей природе 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz