Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Духовны е причины современных экологических проблем 117 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Кэкологии духа // Экотеология. Голоса Севера и Юга / Под ред. Д. Г. Холмана. М.: ВСЦ, 1997. С. 20-42. 118 Серафим (Роуз), иером. Бьте: сотво рение Mipa и первые ветхозаветные люди. М., Русский паломник, 2004. Православное понимание экологических проблем строится на представлениях о природе как продукте Творения и вместилище Духа Святого,117 с одной сто роны, и глубокой испорченности современной при родной среды в результате грехопадения - с другой.118 С позиции Православия решение этой антиномии долж но быть связано с физическим взаимодействием Бога и тварного мира. В отличие от протестантизма, в право славии и в какой-то мере в католичестве этот контакт достигается во время Божественной Литургии, вновь и вновь открывающей миру спасительную Жертву Хри ста. Литургия охватывает своим действием не только своих непосредственных участников, но и окружающую природу, в большей или меньшей степени возвращая ей черты утраченной первозданности. Отрицательные яв ления экологического кризиса являются прямым след ствием утраты благодати, которая становится доступ ной через Литургию. Практически повсеместный отход от Литургии на протяжении всего XX и начавшегося XXI столетий с одновременным нарушением экологи ческого баланса косвенно подтверждает правоту этого суждения. «Города его сделались пустыми, землею су хою, степью, землею, где не живет ни один человек и где не проходит сын человеческий» (Иер. 51; 43). Поморы и решение антиномии преобразования-невмешательства Начиная с XIII века беломорское побережье Кольско го полуострова заселялось выходцами из других северо- западных регионов Руси и России, преимущественно новгородцами. Очевидно, что, благодаря удаленности от более цивилизованных мест и суровым климатиче ским условиям этого края, терско-поморскую популя цию сформировали наиболее незаурядные - пассио нарные, сильные и предприимчивые личности. Вместе с тем, уклад их жизни, в котором морской промысел играл ключевую роль, сформировал не только опреде ленные черты характера, но и особую приверженность христианской вере. «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался» - эта старинная поговорка как нельзя лучше отражает основу крепкой поморской веры. Море было главным - и физическим, и духовным - кормиль цем поморов, и постоянное общение с ним воспитыва ло наиболее гармоническую форму взаимодействия с окружающей средой. По словам А. Никитина, описав шего эти отношения в рассказе «Остановка в Чапоме», «...именно здесь, на Берегу, между человеком и приро дой еще не возникло непреодолимой преграды... Берег обрастал человеком, как зверь шерстью, и оба жили в 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz