Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Духовны е причины современных экологических проблем 117 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Кэкологии духа // Экотеология. Голоса Севера и Юга / Под ред. Д. Г. Холмана. М.: ВСЦ, 1997. С. 20-42. 118 Серафим (Роуз), иером. Бьте: сотво­ рение Mipa и первые ветхозаветные люди. М., Русский паломник, 2004. Православное понимание экологических проблем строится на представлениях о природе как продукте Творения и вместилище Духа Святого,117 с одной сто­ роны, и глубокой испорченности современной при­ родной среды в результате грехопадения - с другой.118 С позиции Православия решение этой антиномии долж­ но быть связано с физическим взаимодействием Бога и тварного мира. В отличие от протестантизма, в право­ славии и в какой-то мере в католичестве этот контакт достигается во время Божественной Литургии, вновь и вновь открывающей миру спасительную Жертву Хри­ ста. Литургия охватывает своим действием не только своих непосредственных участников, но и окружающую природу, в большей или меньшей степени возвращая ей черты утраченной первозданности. Отрицательные яв­ ления экологического кризиса являются прямым след­ ствием утраты благодати, которая становится доступ­ ной через Литургию. Практически повсеместный отход от Литургии на протяжении всего XX и начавшегося XXI столетий с одновременным нарушением экологи­ ческого баланса косвенно подтверждает правоту этого суждения. «Города его сделались пустыми, землею су­ хою, степью, землею, где не живет ни один человек и где не проходит сын человеческий» (Иер. 51; 43). Поморы и решение антиномии преобразования-невмешательства Начиная с XIII века беломорское побережье Кольско­ го полуострова заселялось выходцами из других северо- западных регионов Руси и России, преимущественно новгородцами. Очевидно, что, благодаря удаленности от более цивилизованных мест и суровым климатиче­ ским условиям этого края, терско-поморскую популя­ цию сформировали наиболее незаурядные - пассио­ нарные, сильные и предприимчивые личности. Вместе с тем, уклад их жизни, в котором морской промысел играл ключевую роль, сформировал не только опреде­ ленные черты характера, но и особую приверженность христианской вере. «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался» - эта старинная поговорка как нельзя лучше отражает основу крепкой поморской веры. Море было главным - и физическим, и духовным - кормиль­ цем поморов, и постоянное общение с ним воспитыва­ ло наиболее гармоническую форму взаимодействия с окружающей средой. По словам А. Никитина, описав­ шего эти отношения в рассказе «Остановка в Чапоме», «...именно здесь, на Берегу, между человеком и приро­ дой еще не возникло непреодолимой преграды... Берег обрастал человеком, как зверь шерстью, и оба жили в 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz