Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Жиров В. К. 1,5 Кристиансен Р. Е. Экотеология. Ар хангельск: Изд. Поморского универ ситета. 2002. ' 16 Naess A. A Defence ofthe Deep Ecology Movement. //Environmental Ethics. 1984. №6, p. 17-26 Экотеология в Западно- и Восточно христианских традициях Современное развитие мирового экологического кризиса привлекает все большее внимание не только ученых, но и широкие слои общественности, благодаря чему сейчас экологическая наука расшири ла свои гра ницы до гуманитарной сферы. В результате к настоя щему времени сформировались биологическая этика и опирающаяся на нее биополитика, методологической основой которых является целый комплекс философ ских идей, среди которых выделяются т. н. «экология процесса», «глубинная экология» и экофеминизм. Развитие гуманитарных аспектов изначально есте ственной науки экологии привело к тому, что эти концепции приобрели явно выраженную религиоз ную окраску, что уже сейчас позволяет говорить о ее теологизации.115 К настоящему времени наиболее существенный вклад в этот процесс внесла западно-христианская (в основном протестантская) богословская мысль. Харак терным для нее является размывание границ между Бо гом, человеком и природой, четко установленных ран ним христианством и сохраняющихся в современном православии. Дальнейшее стирание границ приводит к отходу от христианских позиций и трансформации их в неоязыческие, как в случае с «глубинной экологией».116 Известные попытки удержаться в русле христианской традиции при стихийном развитии этого, по сути, се- куляризационного процесса, связаны с возвратом к ветхозаветной теме договора между Богом и челове ком, а также, по толкованию современных западных богословов, и природой. Развитие богословской мысли в данном направлении способствует развитию харак терной для западного христианства юридичности этих отношений. До настоящего времени спектр идей между уравниванием прав человека и природы и правовой регуляцией представляет все существующее на Западе многообразие экотеологических идей. Две крайности, приводящие либо через биоцентризм к неоязычеству, либо через католичество и протестантизм - к атеизму, и соответствующая их практическая реализация - по пытки сохранения природы в ее естественном состоя нии или ее активного преобразования в направлении полезных для человека свойств (в идеале - первоздан ных архетипов) - представляют собой антиномию, не разрешаемую на уровне человеческих возможностей. Однако, если «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19; 26). 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz