Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Жалнин Д. Е. Таким образом, вопрос о возвращении церковных святынь не является принци пиальным препятствием взаимопонимания музеев и Церкви. Более того, имеющие ся противоречия не являются непреодолимыми, они обусловлены искусственным ограничением сферы взаимодействия музеев и Церкви исключительно вопросами перераспределения собственности. Впрочем, подобный подход характерен и в отношении музеев, вся деятельность которых отнесена современным государством к сфере услуг, а музейные фонды зача стую (например, в таможенной практике) трактуются как «товар». Сложно предста вить себе «предоставление услуги» патриотического воспитания. Невольно вспоми нается определение эпохи воинствующего атеизма: «церковь - место отправления религиозного культа». Понятия «просвещение», «образование», «воспитание» начи сто исчезают из лексикона структур, осуществляющих государственное регулирова ние музейной деятельности. Подобная практика есть отражение глубокого непони мания природы музея, характерного не только для чиновников, но и для общества в целом, что в конечном итоге губительно сказывается на состоянии многочисленно го и многообразного музейного сообщества. Для построения позитивной модели взаимоотношений музеев и Церкви необхо димо обратиться к иному предмету взаимодействия - очевидно, что он находится в области определения социальных функций. Таковым объединяющим началом явля ется понятие нравственности. Музеи в нашей стране выполняют системообразующую функцию. Статистические данные свидетельствуют, что по посещаемости музеи намного превосходят осталь ные учреждения сферы культуры (при этом Россия заметно отстает от многих стран по соотношению количества музеев к численности населения, занимая лишь 29-е место). Именно музеи являются мощнейшим средством сохранения и распростра нения традиционных ценностей. В этом заложена естественная основа взаимодей ствия, отказ от которого, безусловно, не способствует распространению влияния Церкви в обществе. Другим фактором, определяющим характер взаимоотношений, может стать сход ство, происходящее из самой природы музея. Современный музей обязан своим по явлением именно христианской церкви. Основа любого музея —музейный предмет, точнее, феномен «музейности» —спо собность хранить и передавать информацию (всех ее видов —семантическую, эсте тическую, эмоциональную и т. п.) посредством предметов, изъятых из определенной культурно-исторической среды. Музейный предмет ценен не сам по себе (хотя за частую стоимость предмета в силу ценности материала изготовления или художе ственных достоинств может быть довольно высокой), но определяется ценностью информации о событиях, людях или явлениях. Современный музей появляется тог да, когда на смену сокровищниц, собраний трофеев и коллекций диковин приходят материальные свидетельства (событиях, людях или явлениях). Музей является сво еобразной моделью мира, где музейные предметы, представленные определенным образом, служат для воспроизведения соответствующей культурно-исторический среды. Можно утверждать, что подобная практика, характеризующая будущие музеи, появляется в средневековой христианской культуре. Средневековые храмы отчасти осуществляли те функции, которые в последующую эпоху станут выполнять музеи. В храмах накапливались и хранились не только материальные ценности, но и пред меты, которые в силу мемориальной, исторической и художественной значимости занимали особое место в системе ценностей эпохи и были важны для передачи куль 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz