Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жалнин Д. Е. Таким образом, вопрос о возвращении церковных святынь не является принци­ пиальным препятствием взаимопонимания музеев и Церкви. Более того, имеющие­ ся противоречия не являются непреодолимыми, они обусловлены искусственным ограничением сферы взаимодействия музеев и Церкви исключительно вопросами перераспределения собственности. Впрочем, подобный подход характерен и в отношении музеев, вся деятельность которых отнесена современным государством к сфере услуг, а музейные фонды зача­ стую (например, в таможенной практике) трактуются как «товар». Сложно предста­ вить себе «предоставление услуги» патриотического воспитания. Невольно вспоми­ нается определение эпохи воинствующего атеизма: «церковь - место отправления религиозного культа». Понятия «просвещение», «образование», «воспитание» начи­ сто исчезают из лексикона структур, осуществляющих государственное регулирова­ ние музейной деятельности. Подобная практика есть отражение глубокого непони­ мания природы музея, характерного не только для чиновников, но и для общества в целом, что в конечном итоге губительно сказывается на состоянии многочисленно­ го и многообразного музейного сообщества. Для построения позитивной модели взаимоотношений музеев и Церкви необхо­ димо обратиться к иному предмету взаимодействия - очевидно, что он находится в области определения социальных функций. Таковым объединяющим началом явля­ ется понятие нравственности. Музеи в нашей стране выполняют системообразующую функцию. Статистические данные свидетельствуют, что по посещаемости музеи намного превосходят осталь­ ные учреждения сферы культуры (при этом Россия заметно отстает от многих стран по соотношению количества музеев к численности населения, занимая лишь 29-е место). Именно музеи являются мощнейшим средством сохранения и распростра­ нения традиционных ценностей. В этом заложена естественная основа взаимодей­ ствия, отказ от которого, безусловно, не способствует распространению влияния Церкви в обществе. Другим фактором, определяющим характер взаимоотношений, может стать сход­ ство, происходящее из самой природы музея. Современный музей обязан своим по­ явлением именно христианской церкви. Основа любого музея —музейный предмет, точнее, феномен «музейности» —спо­ собность хранить и передавать информацию (всех ее видов —семантическую, эсте­ тическую, эмоциональную и т. п.) посредством предметов, изъятых из определенной культурно-исторической среды. Музейный предмет ценен не сам по себе (хотя за­ частую стоимость предмета в силу ценности материала изготовления или художе­ ственных достоинств может быть довольно высокой), но определяется ценностью информации о событиях, людях или явлениях. Современный музей появляется тог­ да, когда на смену сокровищниц, собраний трофеев и коллекций диковин приходят материальные свидетельства (событиях, людях или явлениях). Музей является сво­ еобразной моделью мира, где музейные предметы, представленные определенным образом, служат для воспроизведения соответствующей культурно-исторический среды. Можно утверждать, что подобная практика, характеризующая будущие музеи, появляется в средневековой христианской культуре. Средневековые храмы отчасти осуществляли те функции, которые в последующую эпоху станут выполнять музеи. В храмах накапливались и хранились не только материальные ценности, но и пред­ меты, которые в силу мемориальной, исторической и художественной значимости занимали особое место в системе ценностей эпохи и были важны для передачи куль­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz