Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Музей и Церковь ются искусственно противопоставлены. Разрешение каждого подобного конфликта напрямую зависит лишь от отношений между определенной епархией и конкрет­ ным музеем. Практика показывает, что достичь взаимопонимания удается далеко не всегда. В Мурманской области существует позитивный опыт решения подобных вопро­ сов. Древнейшая каменная церковь Кольского полуострова, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в Коле, была сохранена, а к моменту ее возврата РПЦ при­ ведена в удовлетворительное состояние благодаря размещению в здании терри­ ториального отдела Мурманского областного краеведческого музея (1984-1992). Ремонтно-восстановительные работы, произведенные при создании музейной экс­ позиции, позволили остановить процесс разрушения церкви, начавшийся в резуль­ тате предыдущего размещения в здании производственных мастерских. При этом в Мурманской области за все время не было построено ни одного (!) музейного здания. Наши музеи размещаются в приспособленных помещениях. Никак не было компенсировано и закрытие территориального отдела в Коле. Определенную сложность представляет передача Церкви икон и церковной утва­ ри из фондов музеев. Все предметы, хранящиеся в музеях (что само по себе является фактом признания их культурной ценностью), являются неотъемлемой частью Му­ зейного фонда Российской Федерации, любое передвижение которой регулируется федеральным законодательством, вследствие чего музей не в праве самостоятельно решать эти вопросы. Однако если рассмотреть данную проблему теоретически, она может быть решена на условиях совместного использования культурных ценностей. Подобная практика совместного использования объектов культурного наследия су­ ществует, но очевидно, что в каждом случае эти вопросы должны решаться с уче­ том конкретных условий. При этом законодательством устанавливается только два ограничения: обеспечение сохранности и доступности для граждан (возвращенные памятники должны не только бережно сохраняться, но и оставаться в публичном пространстве культуры). Однако на практике соблюсти эти условия оказывается очень сложно. Позитивному решению многих вопросов взаимодействия Церкви и музеев пре­ пятствует определенное недоверие, сложившееся не только у представителей этих структур, но и в обществе. Существует оно из-за недостатка информации, усугу­ бленной слухами и непониманием внутренней жизни как Церкви, так и музея. Безусловно, негативное воздействие оказывают стереотипы эпохи борьбы с религи­ ей, когда музеи рассматривались как центры атеистической пропаганды, а в священ­ никах видели иждивенцев, живущих за счет общества. Характерным примером является распространенное мнение о «присвоении» му­ зеем иконостаса варзужской Успенской церкви. На самом деле, 49 икон из Варзуги находится на временном хранении в Мурманском областном краеведческом музее. Благодаря изъятию икон из фактически недействующего храма, решалась задача со­ хранения уникального культурного наследия. Благодаря этому шагу данные иконы не только не разделили судьбу тысяч безвозвратно утраченных в результате расхи­ щения и неудовлетворительных условий хранения церковных святынь, но и были реставрированы профессиональными мастерами. Говоря о возможности возвраще­ ния иконостаса Успенской церкви, наряду с обеспечением сохранности и доступ­ ности, необходимо учитывать еще один немаловажный фактор - данные предме­ ты уже нельзя рассматривать как обычную собственность церковного прихода, они являются уникальной частью национального достояния. Необходимо осознание этого и готовность взять на себя огромную ответственность. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz