Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Музей и Церковь ются искусственно противопоставлены. Разрешение каждого подобного конфликта напрямую зависит лишь от отношений между определенной епархией и конкрет ным музеем. Практика показывает, что достичь взаимопонимания удается далеко не всегда. В Мурманской области существует позитивный опыт решения подобных вопро сов. Древнейшая каменная церковь Кольского полуострова, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в Коле, была сохранена, а к моменту ее возврата РПЦ при ведена в удовлетворительное состояние благодаря размещению в здании терри ториального отдела Мурманского областного краеведческого музея (1984-1992). Ремонтно-восстановительные работы, произведенные при создании музейной экс позиции, позволили остановить процесс разрушения церкви, начавшийся в резуль тате предыдущего размещения в здании производственных мастерских. При этом в Мурманской области за все время не было построено ни одного (!) музейного здания. Наши музеи размещаются в приспособленных помещениях. Никак не было компенсировано и закрытие территориального отдела в Коле. Определенную сложность представляет передача Церкви икон и церковной утва ри из фондов музеев. Все предметы, хранящиеся в музеях (что само по себе является фактом признания их культурной ценностью), являются неотъемлемой частью Му зейного фонда Российской Федерации, любое передвижение которой регулируется федеральным законодательством, вследствие чего музей не в праве самостоятельно решать эти вопросы. Однако если рассмотреть данную проблему теоретически, она может быть решена на условиях совместного использования культурных ценностей. Подобная практика совместного использования объектов культурного наследия су ществует, но очевидно, что в каждом случае эти вопросы должны решаться с уче том конкретных условий. При этом законодательством устанавливается только два ограничения: обеспечение сохранности и доступности для граждан (возвращенные памятники должны не только бережно сохраняться, но и оставаться в публичном пространстве культуры). Однако на практике соблюсти эти условия оказывается очень сложно. Позитивному решению многих вопросов взаимодействия Церкви и музеев пре пятствует определенное недоверие, сложившееся не только у представителей этих структур, но и в обществе. Существует оно из-за недостатка информации, усугу бленной слухами и непониманием внутренней жизни как Церкви, так и музея. Безусловно, негативное воздействие оказывают стереотипы эпохи борьбы с религи ей, когда музеи рассматривались как центры атеистической пропаганды, а в священ никах видели иждивенцев, живущих за счет общества. Характерным примером является распространенное мнение о «присвоении» му зеем иконостаса варзужской Успенской церкви. На самом деле, 49 икон из Варзуги находится на временном хранении в Мурманском областном краеведческом музее. Благодаря изъятию икон из фактически недействующего храма, решалась задача со хранения уникального культурного наследия. Благодаря этому шагу данные иконы не только не разделили судьбу тысяч безвозвратно утраченных в результате расхи щения и неудовлетворительных условий хранения церковных святынь, но и были реставрированы профессиональными мастерами. Говоря о возможности возвраще ния иконостаса Успенской церкви, наряду с обеспечением сохранности и доступ ности, необходимо учитывать еще один немаловажный фактор - данные предме ты уже нельзя рассматривать как обычную собственность церковного прихода, они являются уникальной частью национального достояния. Необходимо осознание этого и готовность взять на себя огромную ответственность. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz