Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жалнин Д. Е. циальной опоры. Кардинальные изменения религиозной политики потребовали от государства практического подтверждения. Самым убедительным шагом стало вос­ становление исторической справедливости - возвращение Церкви реквизирован­ ного в предыдущее время движимого и недвижимого имущества. Однако реализация благого начинания выявила ряд противоречий. Первое из них - неготовность законодательной базы. Отношения, возникающие при безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и со­ оружений, религиозным организациям, регулируются распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным ор­ ганизациям культовых зданий и иного имущества», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиоз­ ного назначения». Отсутствие в этих нормативно-правовых актах точного порядка передачи потребовало от Министерства экономического развития и торговли РФ совместно с Минкультуры и Минфином России разработки концепции Федераль­ ного закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного на­ значения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Обсуждение выявило ряд недостатков предложенного законопроекта. Сфера регу­ лирования взаимоотношений между музеями и Церковью оказалась ограниченной почти исключительно имуществом, подлежащим передаче, к тому же эти отношения рассматриваются однонаправлено, интересы передающей стороны учитываются не в полном объеме. Парадокс сложившейся ситуации в том, что возмещение реквизированного иму­ щества производится за счет стороны, к реквизициям непричастной. За годы со­ ветской власти большая часть церковного имущества была безвозвратно утрачена. Реквизированная церковная утварь распродавалась нередко в виде лома. Здания церквей и монастырей сносились. Но и оставшиеся предметы и строения разруша­ лись из-за непотребных условий хранения и содержания. В удовлетворительном со­ стоянии сохранилось в основном то, что передавалось музеям. Размещая музеи в церквях и монастырях, государство решало две проблемы: во-первых, не обременяло себя задачей строительства специальных музейных зда­ ний (при этом трудно представить более неудобные помещения с точки зрения размещения музейных экспозиций и создания условий для обеспечения сохран­ ности музейных фондов), а во-вторых, перекладывало на музеи задачу сохранения историко-культурного наследия. Музей не является собственником ни здания, где размещается, ни музейных предметов, которые хранит. При этом музей несет пол­ ную ответственность за их сохранность. Но надо учесть, что на протяжении XX века развитие музейной сети никогда не входило в число государственных приоритетов. Музеи испытали на себе неоправданное реформирование и перепрофилирование, насильственное изъятие музейных ценностей, традиционное недофинансирование при отсутствии возможности противодействовать некомпетентному вмешательству (музеи являются государственными учреждениями). Разумеется, все это, усугублен­ ное общим падением уровня культуры в нашей стране, не могло не отразиться и на музейной практике, но все же музеи наряду с библиотеками зачастую оставались последним средством защиты культурно-исторического наследия. Получается, что, возвращая имущество Церкви, государство опять решает про­ блему за счет третьей стороны, причем стороны безответной и обездоленной. Музеи и теперь оказываются «крайними», не получая от государства какого-либо адекват­ ного возмещения потерь. В данной ситуации интересы музеев и Церкви оказыва­ ло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz