Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Антошина С. А. Здание церкви Архангела М ихаила села Чаваньга в 2004 году И з-за серьезной внутренней переп лан ировки восстан ови ть как церковь не удалось. Н ы не разобрано и на этом м есте стр о и тся н овая церковь. "* Традиционный фольклор Новго родской области: Сказки. Легенды. Предания. Былинки. Заговоры (по записям 1963-1993 гг). - CI16., 200]. - С. 468.460. сывалось проделкам чертей, которые носили прокля тых людей по деревне, заставляя раздувать тлеющие головешки.114 В отношении поруганных церквей можно предполо жить, что огонь также выполнял очистительную функ цию: превращение святыни в клуб, куда ходят «изде ваться и притворяться», или ее запустение приводят к тому, что святой «хозяин»-покровитель не может там больше жить и вынужден искать другое место или не злобиво «уйти из жизни». Пожар, как правило, возникает в запустевшей церк ви, утратившей былую святость после осквернения людьми, поскольку в ином случае очистительный огонь просто не смог бы к ней прикоснуться. На это указыва ет записанный в 2001 году в с. Варзуга рассказ о сгнив шем от древности, но не утратившем сакральной силы кресте. Где Пана впадает в Варзугу, есть Панский порог. Там креста три стояло - жемчуг добывали. Апвно мы косили сено на Панском пороге. Как раз обед был. Весь берег сгорел. Лежит крест. О землю сгнил и упал. Огонь все сжег, а крест не тронуло (записано от А. А- Заборщикова, 1912 года рождения). В терском репертуаре рассказов об оскверненных церквях тексты, развивающие «линию иного мира», составляют меньшинство, как и в других локальных традициях, однако именно эти тексты имеют особое значение для выявления местной специфики в данной тематической группе. В них также шире и разнообраз нее, чем в рассказах о наказании человека за оскверне ние святыни, представлены мифологические мотивы и связи с такими жанрами несказочной прозы, как пре дания и былички. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz