Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях Самая любимая и певческая цер­ ковь Варзуги - Петропавловская, дольше всех, до 1940 года, служила местом молит вы варзужан Внутренне «убранство» Афанасьевской церкви к моменту завершения в стране безбожных времен 1,3 Панченко А.А. «Провалившаяся цер­ ковь». Археология и фольклор. - Нов­ город и Новгородская земля: История и фольклор. - 1995. - №9. «оветном кресте» в Верове. В пинежском рассказе, как и в терских, отражаются «представления об амбива­ лентности сакрального пространства (которое может нести как позитивную, так и негативную информа­ цию)», когда реакция на разрушение святыни исходит не от святого-покровителя, а от вырывающейся на сво­ боду нечистой силы. В традиционном фольклоре восприятие церкви как места «приложения конфликта, развивающегося в рам ­ ках оппозиции “крещенное - нечистое” и "свое - чу­ жое” (мотивы святотатства, Божьего гнева, нашествия интервентов)» отмечал А. А. Панченко уже в одной из своих ранних работ, посвященной изучению распро­ страненного в русской народной прозе мотива «про­ валившаяся (утонувшая) церковь».113Некоторые общие «модели поведения» и функции в современной устной прозе традиционных деревенских святынь (имеющих многовековую историю освоения русским фолькло­ ром) и церквей, разрушенных в XX веке, позволяют предположить дальнейшее «сближение» в сфере быто­ вания части рассказов об оскверненных и разрушенных церквях с преданиями о деревенских святынях, а также включение «новых» разрушенных святынь (по крайней мере, какой-то их части) в народную мифологическую модель пространства. В рассматриваемых терских текстах выделяется еще одна особенность - все оскверненные церкви погибли в результате пожара. В рассказах не заостряется внима­ ние на том, почему или по чьей вине произошел пожар, но очень подробно описываются сам процесс горения и события, его сопровождавшие. Традиционные деревен­ ские святыни, «проваливаясь под землю» или «погру­ жаясь в озеро», то есть перемещаясь в иной мир, тем не менее оставляли следы своего пребывания в конкрет­ ной местности и служили в локальной культуре «точка­ ми контакта», местами соприкосновения сакрального и профанного миров. Уничтожение оскверненной церкви огнем указывает, разумеется, на иной ее статус в ло­ кальном сакральном пространстве. В народной мифологии природный огонь (не домаш­ ний!) оценивался неоднозначно: он воспринимался не только как очищающая и целительная сила, но и как грозная и опасная стихия. Смерть от небесного огня (молнии) считалась счастливой и самой легкой и имела очистительно-избирательный характер. По народным поверьям, громом и молнией Господь поражал став­ ших невидимыми «заклятых людей», когда приходил их реальный, «земной», срок умирать. С другой сторо­ ны, возникновение деревенских пожаров часто припи- 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz