Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Антошина С. А. Село Таирино. Современный вид здания церкви свят ит еля Василия Великого 1883 года постройки ( пятое место Варзуги, ее начало, можно сказать, душа - алт арь церкви Н иколая Чудотворца 11705 года) с пристроенным к алт арю сортиром. Потому, наверно, и на душе т ак скверно Село Кашкаранцы. Церковь Тих винской 11коны Божьей М ат ери сразу после уничтожения колоколь ни и купола в 1932 году нии Варзуги в Белое море и расположенном недалеко от Кузомени. Хотя само поселение было небольшим, нахо дившаяся там Покровская церковь была центром зна менитой ярмарки, собиравшей каждый год в октябре- ноябре промышленников со всего Поморья. Оба текста были записаны от Коноваловой Л. П., 1932 года рожде ния, в 2001 году в с. Варзуга с разницей в три дня. [А у вас тут церковь была?] Так ее давно закрыли, а потом она сгорела. [А как это случилось?] Когда цер ковь Покровска загорелась на Устье, пять километров от Кузомени, там даже святые вылетали. Все видели: и мама, и бабушка Алена. Из крыши дым повалил. Вы скакивали какие-то огни со святыми. Просто люди летят из огня. Кто в туках, даже с ревом. Они выле тают, а кто еще и оставались, то кричали и ревели. На Устье кричали, а в Кузомени слышали. [Лия Поликарповна, расскажите, как сгорела цер ковь на Устье.] Вот мы в окна глядели. Мы-mo неболь шие. Мама-то и все убежали на пожар. А там пять километров бежать до Устья. Все взрослые убежали, церковь-то загорелась, все же убежали на пожар. Так там ешшо через реку надо переезжать. Здесь-mo де ревня, а на Устье через реку надо переезжать. Пока ехали, а мы-mo все в окно глядели. Нас-mo замкнули, дак мы-mo куда убежим. Мы в окно смотрим: вспых нет - летит там, потом еще летит. Мы: «Ангел летит! Снова ангел летит!» И вот так на небе: ну вот ангел-то, вот точно, вот как вот шляпа-то вот такая, балахончик-то такой. «Вон, вон, гляди!» /1 Евгения Ивановна-то говорит: «Может, это черти вылетают!» Кричали, даже криком кричали. Это не крик какой-то - пять километров - это не крик, а вот какой-то вой. Там просто ревели. Это же самая главная Покровская церковь была. Вообще дыма было не видно, одно пламя. Мне, может, пятнадцать лет было. Во втором тексте можно отметить присутствие, хотя и в редуцированном и модифицированном виде, моти ва «любования святыней», выявленного Л. В. Фадеевой в части пинежских рассказов. Но в анализируемом тек сте «эстетическая оценка» святыни заменена «функ циональной» —ссылкой на былое значение церкви для всего Поморья («Это же самая главная Покровская цер ковь была»). Сюжетная линия обоих текстов находит параллели в записанном Л. В. Фадеевой нарративе о срубленном 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz