Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Антошина С. А. Село Таирино. Современный вид здания церкви свят ит еля Василия Великого 1883 года постройки ( пятое место Варзуги, ее начало, можно сказать, душа - алт арь церкви Н иколая Чудотворца 11705 года) с пристроенным к алт арю сортиром. Потому, наверно, и на душе т ак скверно Село Кашкаранцы. Церковь Тих­ винской 11коны Божьей М ат ери сразу после уничтожения колоколь­ ни и купола в 1932 году нии Варзуги в Белое море и расположенном недалеко от Кузомени. Хотя само поселение было небольшим, нахо­ дившаяся там Покровская церковь была центром зна­ менитой ярмарки, собиравшей каждый год в октябре- ноябре промышленников со всего Поморья. Оба текста были записаны от Коноваловой Л. П., 1932 года рожде­ ния, в 2001 году в с. Варзуга с разницей в три дня. [А у вас тут церковь была?] Так ее давно закрыли, а потом она сгорела. [А как это случилось?] Когда цер­ ковь Покровска загорелась на Устье, пять километров от Кузомени, там даже святые вылетали. Все видели: и мама, и бабушка Алена. Из крыши дым повалил. Вы­ скакивали какие-то огни со святыми. Просто люди летят из огня. Кто в туках, даже с ревом. Они выле­ тают, а кто еще и оставались, то кричали и ревели. На Устье кричали, а в Кузомени слышали. [Лия Поликарповна, расскажите, как сгорела цер­ ковь на Устье.] Вот мы в окна глядели. Мы-mo неболь­ шие. Мама-то и все убежали на пожар. А там пять километров бежать до Устья. Все взрослые убежали, церковь-то загорелась, все же убежали на пожар. Так там ешшо через реку надо переезжать. Здесь-mo де­ ревня, а на Устье через реку надо переезжать. Пока ехали, а мы-mo все в окно глядели. Нас-mo замкнули, дак мы-mo куда убежим. Мы в окно смотрим: вспых­ нет - летит там, потом еще летит. Мы: «Ангел летит! Снова ангел летит!» И вот так на небе: ну вот ангел-то, вот точно, вот как вот шляпа-то вот такая, балахончик-то такой. «Вон, вон, гляди!» /1 Евгения Ивановна-то говорит: «Может, это черти вылетают!» Кричали, даже криком кричали. Это не крик какой-то - пять километров - это не крик, а вот какой-то вой. Там просто ревели. Это же самая главная Покровская церковь была. Вообще дыма было не видно, одно пламя. Мне, может, пятнадцать лет было. Во втором тексте можно отметить присутствие, хотя и в редуцированном и модифицированном виде, моти­ ва «любования святыней», выявленного Л. В. Фадеевой в части пинежских рассказов. Но в анализируемом тек­ сте «эстетическая оценка» святыни заменена «функ­ циональной» —ссылкой на былое значение церкви для всего Поморья («Это же самая главная Покровская цер­ ковь была»). Сюжетная линия обоих текстов находит параллели в записанном Л. В. Фадеевой нарративе о срубленном 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz