Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях Пример такой записи: [А у вас тут церковь была?] Ап. Разрушили давно. [А кто?] Комсомольцы. [А что они делали?] Ворочили, стены ломали. [А колокола скидывали?] Так. Иконы ломали и рубили. [А что потом с этими людьми слу чилось?] Ну, жили, наверно. Но старые люди говорили, что всех их наказало как-то (Ф. Ф. Березин, 1921 года рождения, записано в 2001 году в д. Умба). Тем не менее, зафиксировано три текста, в которых представлена не «линия человека», а «линия иного мира». Эти тексты представляют интерес и в компо зиционном отношении (являются единым смысловым целым), и с точки зрения содержания, поскольку име ют несколько параллелей с аналогичной тематической группой в пинежской устной традиции. Село Тетрино. Современный вид [А ВСеле какая ЦерКОВЬ была?] ЦерКОВЬ НиКОЛЫ, Она здания Троицкой церкви 1900года сгорела. Клубсделали там. Такона горела перед утром, иоащюики перед войной. Так горела, как свечка: тишина кругом. А потом сгорела, и только после ветер подул, головеш ки разносить стало. Так старые люди говорили: <Ни кола не хотел никого обидеть, чтобы деревня сгорела. Стали туда ходить, издеваться, притворяться, и он решил уйти из жизни. Тихоушел, никого не обидел» (о церкви в с. Пялица, записано в 2005 году в с. Чапома от Т. Г. Терентьевой, 1924 годарождения). В данном тексте представлена сюжетная линия о «хозяине» святыни, изгнанном из принадлежащего ему места в результате святотатства, совершенного людь ми. В пинежской устной традиции нарративу соответ ствуют рассказы об изгнании Пятницы из посвященной ей и оскверненной часовни в Суре и изгнании правед ного отрока Артемия из разоренного Веркольского мо настыря. Отличие терского текста состоит в том, что «хозяин» Пялицкой церкви уходит не в другое место, а вообще «из жизни». Еще одной особенностью текста является то, что мотив Божьей кары за осквернение в явном виде отсутствует, более того, подчеркивается че ловеколюбие, незлобие «хозяина» былой святыни. Тем не менее, пожар, уничтоживший церковное здание, ока зывается знаком, знамением грядущей войны, которая является не «локальным» наказанием за разорение свя тыни, а катастрофой, Божьей карой более значительно го масштаба. Два других текста рассказывают о том, как сгорела церковь в Устье - поселении, находящемся при впаде- 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz