Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях Пример такой записи: [А у вас тут церковь была?] Ап. Разрушили давно. [А кто?] Комсомольцы. [А что они делали?] Ворочили, стены ломали. [А колокола скидывали?] Так. Иконы ломали и рубили. [А что потом с этими людьми слу­ чилось?] Ну, жили, наверно. Но старые люди говорили, что всех их наказало как-то (Ф. Ф. Березин, 1921 года рождения, записано в 2001 году в д. Умба). Тем не менее, зафиксировано три текста, в которых представлена не «линия человека», а «линия иного мира». Эти тексты представляют интерес и в компо­ зиционном отношении (являются единым смысловым целым), и с точки зрения содержания, поскольку име­ ют несколько параллелей с аналогичной тематической группой в пинежской устной традиции. Село Тетрино. Современный вид [А ВСеле какая ЦерКОВЬ была?] ЦерКОВЬ НиКОЛЫ, Она здания Троицкой церкви 1900года сгорела. Клубсделали там. Такона горела перед утром, иоащюики перед войной. Так горела, как свечка: тишина кругом. А потом сгорела, и только после ветер подул, головеш­ ки разносить стало. Так старые люди говорили: <Ни­ кола не хотел никого обидеть, чтобы деревня сгорела. Стали туда ходить, издеваться, притворяться, и он решил уйти из жизни. Тихоушел, никого не обидел» (о церкви в с. Пялица, записано в 2005 году в с. Чапома от Т. Г. Терентьевой, 1924 годарождения). В данном тексте представлена сюжетная линия о «хозяине» святыни, изгнанном из принадлежащего ему места в результате святотатства, совершенного людь­ ми. В пинежской устной традиции нарративу соответ­ ствуют рассказы об изгнании Пятницы из посвященной ей и оскверненной часовни в Суре и изгнании правед­ ного отрока Артемия из разоренного Веркольского мо­ настыря. Отличие терского текста состоит в том, что «хозяин» Пялицкой церкви уходит не в другое место, а вообще «из жизни». Еще одной особенностью текста является то, что мотив Божьей кары за осквернение в явном виде отсутствует, более того, подчеркивается че­ ловеколюбие, незлобие «хозяина» былой святыни. Тем не менее, пожар, уничтоживший церковное здание, ока­ зывается знаком, знамением грядущей войны, которая является не «локальным» наказанием за разорение свя­ тыни, а катастрофой, Божьей карой более значительно­ го масштаба. Два других текста рассказывают о том, как сгорела церковь в Устье - поселении, находящемся при впаде- 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz