Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Антошина С. А. Таким крепким и красивым было нажи, представляющие в сюжете «линию иного мира» село Таирино до начала безбожных и «ЛИНИЮ человека». времен на Тереком берегу «Линия иного мира», то есть повествование о реакции самой святыни на разорение, в устной традиции Пине- жья реализуется в рассказе о том, как «хозяин» святыни оказывается изгнанным из принадлежавшего ему ме ста и покидает его, причем из-за амбивалентности са крального пространства реакция на разрушение святы ни может исходить не только от святого-покровителя, но и от нечистой силы, которая вырывается на свободу. Развитие «линии человека» в этой группе рассказов обретает черты легенды о Божьей каре - наказании за разрушение святыни, последовавшем сразу или спустя какое-то время и настигшем не только святотатца, но и всю его семью, особенно детей. Л. В. Фадеева отмечает, что в устном пинежском ре пертуаре рассказов о разорении церквей, как правило, доминирует сюжетная линия о Божьей каре, «выражая приоритеты рассказчика (его стремление сделать пове ствование назидательным, предостеречь слушателя от подобных действий)». Этой же точки зрения придер живается В. Е. Добровольская, которая указывает на то, что «в этих текстах сильно дидактическое начало, <...> они призваны предупредить человека о наказании за грех». Современная устная традиция Терского берега не очень богата рассказами об оскверненных церквях: все го записано восемь текстов, большинство их которых представляет собой непрезентативные диалоги, где роль исследователя так же важна, как и непосредствен ный рассказ информанта. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz