Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Антошина С. А. Таким крепким и красивым было нажи, представляющие в сюжете «линию иного мира» село Таирино до начала безбожных и «ЛИНИЮ человека». времен на Тереком берегу «Линия иного мира», то есть повествование о реакции самой святыни на разорение, в устной традиции Пине- жья реализуется в рассказе о том, как «хозяин» святыни оказывается изгнанным из принадлежавшего ему ме­ ста и покидает его, причем из-за амбивалентности са­ крального пространства реакция на разрушение святы­ ни может исходить не только от святого-покровителя, но и от нечистой силы, которая вырывается на свободу. Развитие «линии человека» в этой группе рассказов обретает черты легенды о Божьей каре - наказании за разрушение святыни, последовавшем сразу или спустя какое-то время и настигшем не только святотатца, но и всю его семью, особенно детей. Л. В. Фадеева отмечает, что в устном пинежском ре­ пертуаре рассказов о разорении церквей, как правило, доминирует сюжетная линия о Божьей каре, «выражая приоритеты рассказчика (его стремление сделать пове­ ствование назидательным, предостеречь слушателя от подобных действий)». Этой же точки зрения придер­ живается В. Е. Добровольская, которая указывает на то, что «в этих текстах сильно дидактическое начало, <...> они призваны предупредить человека о наказании за грех». Современная устная традиция Терского берега не очень богата рассказами об оскверненных церквях: все­ го записано восемь текстов, большинство их которых представляет собой непрезентативные диалоги, где роль исследователя так же важна, как и непосредствен­ ный рассказ информанта. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz