Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях 1.1 Нарратив (англ. и фр. narrative - рас­ сказ. повествование) - исторически и культурно обоснованная интерпре­ тация тех или иных событий и вос­ приятие мира с позиции некоторой человеческой личности. 1.2 Добровольская В. £ Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов научно-практической конференции. М., 1997. Вып. 2. С. 76-88. Нижегород­ ские христианские легенды / Сост., вступит, статья и коммент. Ю. М. Ше- варенковой. Нижний Новгород, 1998; Она же. Несказочная проза о разру­ шении церквей // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 1999. Т. 30. С. 500-512. Рассказы об оскверненных церквях (речь идет о со­ бытиях, относящихся преимущественно к 20-30 годам XX века) - явление относительно новое в традиционном русском фольклоре. Будучи освоены и в какой-то мере «присвоены» устной традицией, эти нарративы111 во­ брали в себя особенности разных жанров несказочной прозы, возникших гораздо раньше. В пока еще немно­ гочисленных исследованиях, посвященных рассказам данной тематики, указывается на их связь с легендами (прежде всего) и отчасти быличками и преданиями.112 Жанровая неопределенность этой группы текстов и находящаяся в стадии разработки систематизация представленных в них сюжетов и мотивов делают про­ блему изучения рассказов об оскверненных святынях актуальной и насущной. Еще одна трудность в изучении рассказов об осквер­ ненных церквях связана с несамостоятельностью дан­ ной темы в речевой практике. Из-за этого, по мнению Л. В. Фадеевой, возникает проблема полноты текста, т. е. затруднение выявления границ текста о разорении святыни в разговоре с информантом и оценкой нарра­ тива как единого смыслового целого. Тем не менее, как показала исследовательница, изучение композицион­ ных особенностей записанных текстов позволяет выя­ вить их важные содержательные элементы, на которых прежде не фиксировалось внимание ученых. Анализ собранного А. В. Фадеевой материала по­ зволяет говорить о том, что повествование о разо­ рении церкви, как правило, «не является самоцелью рассказчика», а служит отправной точкой для рассказа о последствиях разрушения святыни. Перед нами за­ вязка, в большей степени характерная для традицион­ ной былички: «грубое вмешательство человека в сферу сакрального приводит к разрушению традиционного миропорядка», является толчком к последующим со­ бытиям. Как указывает А. В. Фадеева, «последующее действие в реальности представляет собой разветвлен­ ную систему ситуаций и поступков, которые по своей воле или (чаще) против своей воли совершают персо- 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz