Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях 1.1 Нарратив (англ. и фр. narrative - рас сказ. повествование) - исторически и культурно обоснованная интерпре тация тех или иных событий и вос приятие мира с позиции некоторой человеческой личности. 1.2 Добровольская В. £ Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов научно-практической конференции. М., 1997. Вып. 2. С. 76-88. Нижегород ские христианские легенды / Сост., вступит, статья и коммент. Ю. М. Ше- варенковой. Нижний Новгород, 1998; Она же. Несказочная проза о разру шении церквей // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 1999. Т. 30. С. 500-512. Рассказы об оскверненных церквях (речь идет о со бытиях, относящихся преимущественно к 20-30 годам XX века) - явление относительно новое в традиционном русском фольклоре. Будучи освоены и в какой-то мере «присвоены» устной традицией, эти нарративы111 во брали в себя особенности разных жанров несказочной прозы, возникших гораздо раньше. В пока еще немно гочисленных исследованиях, посвященных рассказам данной тематики, указывается на их связь с легендами (прежде всего) и отчасти быличками и преданиями.112 Жанровая неопределенность этой группы текстов и находящаяся в стадии разработки систематизация представленных в них сюжетов и мотивов делают про блему изучения рассказов об оскверненных святынях актуальной и насущной. Еще одна трудность в изучении рассказов об осквер ненных церквях связана с несамостоятельностью дан ной темы в речевой практике. Из-за этого, по мнению Л. В. Фадеевой, возникает проблема полноты текста, т. е. затруднение выявления границ текста о разорении святыни в разговоре с информантом и оценкой нарра тива как единого смыслового целого. Тем не менее, как показала исследовательница, изучение композицион ных особенностей записанных текстов позволяет выя вить их важные содержательные элементы, на которых прежде не фиксировалось внимание ученых. Анализ собранного А. В. Фадеевой материала по зволяет говорить о том, что повествование о разо рении церкви, как правило, «не является самоцелью рассказчика», а служит отправной точкой для рассказа о последствиях разрушения святыни. Перед нами за вязка, в большей степени характерная для традицион ной былички: «грубое вмешательство человека в сферу сакрального приводит к разрушению традиционного миропорядка», является толчком к последующим со бытиям. Как указывает А. В. Фадеева, «последующее действие в реальности представляет собой разветвлен ную систему ситуаций и поступков, которые по своей воле или (чаще) против своей воли совершают персо- 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz