Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1533-1551 гг. реподобному Варлааму с прибытием на Печенгу стала очевидной та смертельная опасность, кото- Л JL рой подвергся Трифон с приходом «новых русских» монахов. О том, что опасность исходила именно от братии, а не от каких-то случайных разбойников, ясно говорят заключительные строки тропаря из «Канона преподоб ному Трифону»: «...ты же яко Моисей, манною питать их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел»*. Понятно, что «в благоразумие привести» возможно, лишь противопоставляя злу - добро, ненависти - любовь, бун ту - смирение. И действительно, по Житию, Трифон, по кинувший Печенгу на восемь лет, так же, как Моисей, не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, от града во град, и от веси в весь странствуя, все что испрашивал милостыни, в монастырь свой на про питание братии посылал»**. Варлаам после своего прибытия на Печенгу довольно скоро, как говорится, дал свою оценку всему, что он там увидел. «И пребыв немногое время, пророчески тому о составлении [о составе] обители прорек», - то есть про изнес свое пророчество о собравшейся у Трифона братии. «О, Трифане, сподобился еси обитель воздвигнути и бра тию собрать, но будут люди и села зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию [гневливости] подобящиеся». Надо понять, что суть сказанного Варлаамом есть не просто констатация факта увиденного им тяжкого духов* Канон прп. Трифону. Л. 95 об. **Житие прп. Трифона. С. 111. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz