Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1533-1551 гг. которым ведет вас игумен. Никто из человеков не может вытерпеть этот его Устав. Как это можно без имений жить и только своими руками хлеб добывать”»? Когда же Феодорит ввел правило из Устава Зосимы и Савватия Соловецких, предписывающее: «Не только женам, а и скоту женского полу не бывать в обители»* , после этого сложившиеся с диаволом монахи в неистовстве хватают старца святого и бьют нещадно, и не только из монасты ря извлачают, но и от страны, той изгоняют, как врага некоего. Это то, что касается непосредственных исполни телей воли невидимого режиссера этой трагедии. Относительно же оценки этих событий в историчес ком, общецерковном плане надо признать - налицо все та же проблема, столь обострившаяся к середине XVI века. Это все то же разделение в церковной жизни между испо веданием духа подвижничества и истинного монашества и «духом мира века сего». Вот так внезапно на Коле наступи ли времена, когда монахи уже не представляли себе ино ческой жизни без владения селами, землями, людьми, без торговых операций, оброков, поборов и сдач в аренду. Это нападение бесовское, так внезапно охватившее братию и столь яростно обрушившееся на Феодорита, наводит еще на одно соображение сокровенного, мисти* Таким было завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу) (См.: Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 37). «Со времен Зосимы скотные дворы находились на Муксолм- ском острове» (Крушельницкая Е.В. Описи строений и имущества Соловецкого монастыря XVI века // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 262). 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz