Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1533-1551 гг. которым ведет вас игумен. Никто из человеков не может вытерпеть этот его Устав. Как это можно без имений жить и только своими руками хлеб добывать”»? Когда же Феодорит ввел правило из Устава Зосимы и Савватия Соловецких, предписывающее: «Не только женам, а и скоту женского полу не бывать в обители»* , после этого сложившиеся с диаволом монахи в неистовстве хватают старца святого и бьют нещадно, и не только из монасты­ ря извлачают, но и от страны, той изгоняют, как врага некоего. Это то, что касается непосредственных исполни­ телей воли невидимого режиссера этой трагедии. Относительно же оценки этих событий в историчес­ ком, общецерковном плане надо признать - налицо все та же проблема, столь обострившаяся к середине XVI века. Это все то же разделение в церковной жизни между испо­ веданием духа подвижничества и истинного монашества и «духом мира века сего». Вот так внезапно на Коле наступи­ ли времена, когда монахи уже не представляли себе ино­ ческой жизни без владения селами, землями, людьми, без торговых операций, оброков, поборов и сдач в аренду. Это нападение бесовское, так внезапно охватившее братию и столь яростно обрушившееся на Феодорита, наводит еще на одно соображение сокровенного, мисти* Таким было завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу) (См.: Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 37). «Со времен Зосимы скотные дворы находились на Муксолм- ском острове» (Крушельницкая Е.В. Описи строений и имущества Соловецкого монастыря XVI века // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 262). 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz