Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1533-1551 гг. В есной 1545 года к Феодориту в Кольскую обитель из Керети на покаяние пришел поп Василий. Феодорит с трудом даже узнал его, так постарел и изменился его духовный сын. Тяжкий грех убийства своей супруги, столь горячо любимой матушки, невыносимой ношей давил его к земле и толкал к отчаянию. Увидев Феодорита, припал он к ногам своего старца, «повествуя об убийстве и прося прощения, слезами землю омакая о содеянном им в ярости и невоздержании»*. Что мог сказать Варлааму блаженный Феодорит Коль­ ский, выслушав горькую исповедь своего духовного сына? Каков промысел Господень в сем столь крепком испыта­ нии, попущенном Варлааму, сумел прозреть этот духонос­ ный старец? Что покроет тяжесть содеянного и есть ли та­ кая епитимия**, что уврачует разрушительную силу греха убийства супруги? Феодориту было совершенно очевидно, что здесь совершилась подлая месть бесовская, проявив­ шаяся во внезапном бесновании, так тяжко поразившем матушку, и гнусное демонское коварство, нежданно при­ ведшее Варлаама ко греху убийства супруги в момент по­ пытки «изгнать из нее духа нечистого» с помощью чина отчитки. * «Канон преподобному Варлааму Керетьцкому, новому чюдотвор- цу». Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никанд- ровой пустыни. № 292. Л. 420 об. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Канон прп. Варлааму. - Прим. ред.) ** Епитимия - (греч. еттпчцюс - наказание). Означает добровольное исполнение покаявшимся христианином назначенных духовником тех или иных дел благочестия (усиленного поста, молитвы, паломничества) или иного «врачевания духовного». 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz