Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

Лопарская азбука народ мог видеть их, например на иконах. Потому прак­ тически ничего и не сохранилось из написанного «перм­ скими буквами», изобретенными Стефаном*, и «канули в Лету» письмена Феодорита, созданные на основе лопар­ ского алфавита, равно как и его же иные труды: «письме­ на для карельского языка русского философа Феодора из Кандалакши». Тем не менее труднейшая задача христианского про­ свещения, крещения и в какой-то мере обучения грамоте целого языческого племени лопарского Феодоритом была успешно решена. Следует особо подчеркнуть, что в этом подвиге равноапостольного служения Феодорит подвизал­ ся в тесном соработничестве с преподобным Трифоном, когда они именно пребывали вкупе. И потому абсолютно правдиво «писанное самовидцами» в Житии преподоб­ ного Трифона свидетельство о том, что «новопросвещен­ ные народы лопарские от усердия своего от имений сво­ их... земли, и озера, и реки, и морские угодия подавали и письменными заветами утверждали»**. Кто же, как не Феодорит, обучил диких лопарей составлять письменные договоры («писания»)? В начале 30-х годов XVI века места эти были еще весьма пустынны, Трифон же о себе свиде­ тельствовал, что «невежда... и малокнижен есмь». * Из переведенных свт. Стефаном на пермский язык Часослова, Псалтыри, чтений из Евангелия и Апостола, Паремий, Октоиха, Литур­ гии и некоторых иных служб сохранились лишь «Зырянская неполная азбука (Румянц. музей № 360) и список Литургии (Библ. Общ. Ист. и Древ. № 99)». См.: Книга, глаголемая описание о российских святых (Репринт., 1888). М., 1995. С. 70. **Житие прп. Трифона. С. 102. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz