Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

Лопарская азбука сил и совсем неперспективным такое увязывание задач христианского просвещения с созданием национальной письменности для малых народностей государства Рос­ сийского. Письменность эта неизбежно оказывается вы­ тесненной из реальной приходской жизни, «не выдержи­ вая конкуренции с церковнославянской книжностью»*. Однако в очередной раз укоротим свою гордыню и поос­ тережемся считать наших предков глупее нас. Дальнейшая бесперспективность этого процесса становится очевидной лишь тогда, когда в полной мере уже достигнуто то, ради чего создавалась национальная письменность такой малой народности. Каждый проповедник Евангелия, вторгаясь в язычес­ кие области, напрямую сталкивается с активным проти­ водействием служителей «князя бесовского». На святого Стефана, например, страшно восстали кудесники Перм­ ские и особенно «некий волхв, чародеевый старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавни- кам старейшина, отравникам больший, иже на волшеб­ ной хитрости всегда упражнялся, имя ему Пан-сотник, его же древние пермяне некрещеные чтили паче всех прочих чаровников, наставника и учителя себе нарицающе его». Основная мысль, которую внушал «некрещеным пермя- нам» этот «лукавый старец», стремясь дискредитировать миссию Стефана Пермского, содержала весьма весомый аргумент: «не слушайте Стефана, иже пришедшего от Мос­ квы: от Москвы может ли что доброе быти нам? Не оттуда ли нам тяжести быша, и дани тяжкие, и насильства... Сего *Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 197. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz