Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1533-1551 гг. Пермского края. Тогда во вновь образованной Велико пермской епархии, которую возглавил ставший уже епископом Стефан, «попы его Пермским языком служи ли обедню, заутреню же и вечерню и канонархи его по Пермским книгам канонаршили, певцы же всяко пение Пермски возглашали»*. Такая последовательность действий при христиани зации языческих народностей Севера, успешно опробо ванная Стефаном Пермским, а затем и Феодоритом, надо сказать, и в дальнейшем весьма активно использовалась в миссионерской деятельности Русской Православной Церк ви. Так было, например, с самоедами, этносом, весьма схо жим с лопарями, но пришедшим на Кольский полуостров много позже, в XIX веке. «5 августа 1824 года Государем Императором был утвержден проект обращения самоедов в христианскую веру. Начальником духовной миссии... был определен архимандрит Сийского монастыря Вениамин. Он приступил к изучению языка самоедов, затем составил первую его грамматику и лексикон, перевел на него Еван гелие от Матфея и другие книги Нового Завета...»** Сейчас, спустя многие столетия, «с высоты историчес кого опыта» кому-то может показаться напрасной тратой * Житие свт. Стефана Пермского, написанное Епифанием Пре мудрым. Цит. по: Книга, глаголемая описание о российских святых (Репринт., 1888). М., 1995. С. 69-70. ** Боярский П. В. Русский крест в сакральном пространстве Аркти ки // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 134. Сотрудником приснопамятного архимандрита Вениамина в его подвижнических трудах вплоть до 1860 года был протоиерей Петр Степанович Лысков. В дальнейшем отец Петр служил в Печенгском приходе, но недолго, до 1866 года, по причине сильно уже подорванного здоровья. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz