Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1533-1551 гг. знаком с царем Иоанном IV Васильевичем, который не однократно призывал его для совета как по церковному устройству, так и для бесед на духовные темы: его царь зело любяше и многажды беседоваше, поунаяся от него. Сохра нилось несколько посланий Артемия к царю, написанных им в пустыни во исполнение царского повеления: писать ему «о Божиих заповедях и отеческих преданиях и о благах человеческих»*. В лице Артемия Феодорит нашел стойкого последова теля столь любезного ему нестяжательства и пустынножи тельства, человека, близкого ему по духу, по богословской пытливости ума, по образованности. Эта их дружба и сов местные духовные подвиги в Белозерской Порфириевой пустыни (в истории известной также как «Артемиевой») позже на Соборе 1554 года лягут в основу обвинения Фе одорита в «ереси». Время прихода Артемия в Порфириеву пустынь из вестно точно - 1536 год. Надо полагать, что и Феодорит в это же время присоединился к отшельникам этих суровых скитов, где они могли «в безутешном месте глаголемыя Порфириевы пустыни плакатись грех своих...»**. Для Феодорита причина такого уединения была особо важной - именно здесь Феодорит трудился над созданием лопарской письменности, над переводом богослужебных текстов. И вновь, следуя за святителем Стефаном, серьез но готовился ко второму этапу просвещения народа ло парского: дабы и в его церквях «попы Лопарским языком * Русская Историческая библиотека. СПб., 1878. Т. 4. С. 1440. ** Строев П. М. Каталог славянско-российских рукописей, прина длежащих И. Н. Царскому. М., 1836. С. 11. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz