Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1518-1533 гг. послал от соборныя церкви святей Софии священника и диакона, и они, ехавши церкви Божия свящали, Благове­ щения Святей Богородицы да чудотворца Николу в Фи­ липпов пост, и самих многих крестиша за Святым Носом Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа, в нашу пра­ вославную и святую веру»*. Упомянутые слова «за Святым Носом» вовсе не есть свидетельство слабого знания географии нашими предка­ ми. Хотя, казалось бы, какое отношение Кола может иметь к мысу Святой Нос - их разделяют сотни миль. Однако следует пояснить, что слова эти как раз подчеркивали особую значимость произошедших событий. Именно на рубеже Святого Носа заканчивались земли Великого князя Московского, а далее простирались берега Мурманского (Норманского) моря, и земли здесь были все еще двоедан- ными. И то, что русские православные церкви построены «за Святым Носом», было большой победой в деле усиле­ ния влияния Руси здесь, на Крайнем Севере Европы. Б езусловно, архиепископ Макарий, снабжая антимин­ сами иеромонаха Илию в дорогу по просьбе «феодо- ритовых» лопарей, имел в виду и освящение готовой церкви на Печенге. И действительно, как сообщает Житие Трифона, «прииде преподобный Трифон в волостку Колу и там Божием строением обрете иероинока именем Илию и, взяв с собою, паки прииде на реку Печенгу, идеже во имя * Софийские летописи // Полное собрание Русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz