Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
1518-1533 гг. Церковь эта, изначально построенная для крещения оби тавших здесь лопарей, в дальнейшем служила приходской церковью «волости Кандалакши». Она разделила печаль ную участь многих храмов на Поморье, уничтоженных шведскими финнами «из Остерботнии под предводитель ством Везайнена», которые летом 1590 года «...в ночи при ходили к морю, в Кандалакшскую волость. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, и монастырь, и церковь, и волость пожгли...»* И которые полгода спустя, в декабре 1589 года, сожгли Печенгский монастырь. В 1529 году после двенадцати лет пустынножительства Феодорит готовится к завершению своей первой про поведи Евангелия в Русской Лапландии, на берегах Нивы, Колы и Туломы. К этому времени многие лопарские семьи, живущие вблизи Кольского залива, были уже под готовлены им к принятию Святого Крещения. Кроме того, стала совершенно очевидной необходимость строитель ства церкви в устье Колы, где уже возникло постоянное поморское русское поселение, не говоря уже о сезонных промышленниках, приходивших сюда ежегодно, с ранней весны до поздней осени. Феодорит вновь направляется в Новгород, к влады ке Макарию. Но на этот раз он идет вместе с Трифоном (тогда еще Митрофаном). Трифон впервые, с того тяжко го момента своего покаянного ухода на Север из районов * Исторический архив. Вып. VII. М., 1951. С. 229. Цит. по: Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1997. С. 32-33. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz