Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
«Феодорит Пустынник» / Основатель Кандалакши велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от соборныя церкви, священника и диакона. И они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в нашу Православную веру христианскую»*. Отшельник Феодорит, живший в пустыне с 1518 года, не знал, что в его родную Новгородскую епархию наконец- то назначен управляющий - архиепископ Макарий. По тому он и направил своих челобитчиков-лопарей прямо в Москву. И Великий князь был вынужден перенаправить «поморцев и лоплян» в Новгород к владыке Макарию. С другой стороны, необходимо понимать, какое не бывалое дело затевалось на берегу Нивы-реки. Испраши валось благословение на строительство русской право славной церкви на земле Лапландской, в месте, державе Московской доселе вовсе не принадлежащем. Потому и шли «лопляне с моря Окияна» именно к Царю Москов скому, ибо дело это было чрезвычайной важности госу дарственной и, как показала последующая история, далеко небезопасным. В 1526 году Феодорит «с лоплянами» приходит за бла гословением к новому новгородскому архиерею, после че го вновь убывает уже со священником в «Кандолакжскою губу, на усть Нивы-реки». Здесь, на ее правом берегу, в устье освящают они церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи и «многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в нашу Православную веру христианскую». * Софийская летопись // Полное собрание русских летописей. Л.-М., 1929. Т. 4. Ч. 1.С. 542. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz