Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1518-1533 гг. в знак «братания навек». В настоящее время саамы право­ славного вероисповедания в Северной Норвегии, оказав­ шиеся как раз на той самой «Датской стороне», с весьма немалыми трудностями отстаивают свое право испове­ довать веру, завещанную им преподобными Трифоном и Феодоритом, удерживая за собой последний «островок», оставшийся от бывшего Нявдемского прихода - Трифо­ новскую часовню св. Георгия Победоносца в нынешнем Нейдене (Норвегия). Надо понимать, что равноапостольное «широкое хож­ дение Феодорита Русского» весьма осложнялось извест­ ным обстоятельством. Как указывают специалисты по саамской культуре, различные группы лопарского народа использовали совершенно различные языковые диалекты. Причем различные до такой степени, что порой и сами не вполне понимали друг друга. Феодорит же, как мы уже писали, обладал уникальной способностью к языкам. Н а д о заметить, что даже при наличии такой хо­ рошей языковой базы для проповеди Евангелия Феодориту понадобилось целых семь лет, прежде чем он добился первых реальных успехов среди лопарей. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просве­ тительских трудов Феодорита, крестителя лопарей: «При- ехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакж- ской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением, и Государь 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz