Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).
«Феодорит Пустынник» устье Колы-реки. Равным образом и просветительская его деятельность вовсе не ограничивалась саамским этносом, тем более если учесть, что территории лопарского кочевья в значительной мере принадлежали иным народностям. Деятельность его была более масштабной, и задачи, сто явшие перед ним, были во многом по силам только ему. Воистину он был «апостолом Земли Северной». В замечательном предании, «древней памяти», сохра нившейся в народе лопарском, мы можем прочувствовать, кем являлся для них Феодорит. Когда по душу старого ло- пина пришла Смерть и задала ему трудные вопросы, то за ответами на эти вопросы «род-племя лопарское» решает обратиться не к кому-нибудь, а именно к «Феодориту Рус скому, ибо он широко ходит». Примечательна и та важ ная мысль, мудрости которой и сама Смерть подивилась: «Видно, знал ты, лопин, с кем об ответе подумать». Это мысль о том, что лишь в союзе с русским народом, а не на «Датской стороне» может уцелеть народ лопарский: «...род твой без имени не останется и память твоя в заб вение не придет». Ибо «сказал Феодорит: „Добро тебе и роду твоему сообщиться с Русью, добро тебе и роду твоему приложиться к языкам всея Руси”»*. Истинность слов Феодорита прошла проверку време нем. Русские и лопари всегда показывали пример братских, доверительных отношений между собой. И нередко за крепляли традиционную дружбу удивительным северным обычаем «крестования» - обмена нательными крестами *Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 249. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz