Митрофан (Баданин, иеромонах). Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского : в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2006. -143 с.: ил.- (Кольский патерик).

1518-1533 гг. Ф еодорит Пустынник» - под таким именем знали Феодорита современники - так он упомянут в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви»*. Пустынножительство являлось сутью его мировоззрения: «...пустыня покоя и ума наилуч­ шая воспитательница, тишина мысли и божественного зрения плодовитый корень...»**. «Монахи-отшельники и теперь отправляются в раз­ ные страны, лежащие на север и на восток, куда достигают только с величайшим трудом и с опасностью чести и жиз­ ни. Они не ждут и не желают никакой от того выгоды, ибо, запечатлевая иногда учение Христово смертью, они ста­ раются единственно только о том, чтобы сделать угодное Богу, наставить на истинный путь души многих, совращен­ ных с него заблуждением, и приобрести их Христу»***. Отдельно следует подчеркнуть, что Феодорит, «от юности своея» познакомившийся с лопарями, населяв­ шими в то время эти громадные северные просторы, на­ чинавшиеся как раз от Шуи, где обитала Лешая Лопь, и далее на Север к Лопи Верхней Земли и Лопи Кончанской, и всем сердцем разжегшийся желанием вывести эти по- ганъские народы из тьмы идолопоклонства, вовсе не ста­ вил своей целью только лишь проживание и проповедь в * Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664. ** Сурий Лаврентий. Достоверные повествования о святых. Кельн, 1575. С. 798-799. Цит. по: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Гроз­ ный. М., 1998. С. 42. *** Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах / Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 197. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz